Лучший педагог года

Моторная алалия

Алина Доманцевич
Моторная алалия

Развитие речи у детей с моторной алалией

Одним из наиболее тяжелых дефектов речи является алалия. Статистические данные указывают, что алалия в дошкольном возрасте встречается примерно у 1 % детей, а в школьном – у 0,6–0,2 %. При этом среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития.

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все её компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

Характерные особенности моторной алалии :

Публикация «Моторная алалия» размещена в разделах

- синдром оральной апраксии. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора.

- несформированность слоговой структуры, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за логопедом отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры слов в основном идут за счет ее упрощения - опускания звуков и слогов, перестановок, замен. В связи с этим задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи – активного словаря.

При алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными для актуализации оказываются слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия, не несущие за собой конкретного зрительного представления. Детям не доступно словесно – логическое мышление. Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом, чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов. Вследствие этого у детей с моторной алалией отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи. Навыки формирования и закрепления различных элементарных механизмов звукопроизношения и овладения ритмической структурой слов не складываются, не возникает способность подражания речи окружающих. Т. е. не создается базы для развития закрепления словаря. Ребенок с алалией испытывает большие затруднения при овладении логикограмматических конструкций, которые отражают пространственные отношения предметов. Дети не умеют отбирать факты важные для раскрытия темы, находить нужные слова, забывают основное содержание, застревают на второстепенных деталях. При достаточно развитой форме диалогической речи испытывают значительные трудности в овладении связной речью. Контекстная речь требует от ребенка определенного уровня сформированности умственных процессов, необходимых для правильного отбора языковых средств. На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения, это обусловлено нарушением общей и речевой активности. Вместо связной речи ребенок использует жесты, мимику, пантомиму, интонацию. Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сочетается с нарушением активности разных компонентов деятельности.

Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе

Словарь - это основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в словесной речи неправильно. Их словарный запас ограничен, не создается база для развития и закрепления словаря ребенка с алалией. В процессе коррекционной работы должны учитываться как специфика речевого недоразвития, так и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей. Обычно речевое развитие алалика для удобства обозрения делят на несколько этапов. Длительность каждого этапа будет находится в зависимости от общего состояния ребенка, от тяжести нарушения, от воздействия окружающей среды, обучения, воспитания, в зависимости от времени, когда начинается специальное обучение.

Содержание работы включает четыре этапа:

На первом этапе ребенок молчалив, к речевому общению не стремится- речевой стимул снижен, слов нет. Логопед должен стараться воспитывать речевую активность, формировать пассивный и активный словарь, доступный пониманию и воспроизведению. В процессе работы появляются постепенно более оформленные голосовые реакции, а затем начинает развиваться и словарь. На первом этапе ставится цель – создание у ребенка единства двигательной и словесной реакции. Логопед предлагает ребенку выполнить определенное действие, используя при этом инструкцию в виде односоставного однословного предложения, состоящего из сказуемого, выраженного глаголом в форме повелительного наклонения, настоящего времени, единственного числа. После необходимо сформировать у ребенка связь между действием и словом, которым оно обозначается.

Целью второго этапа будет продолжать работу по формированию пассивного и активного словаря. Работать над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формировать психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. На втором этапе структура предложения усложняется. Основной целью коррекционной работы становится научить ребенка использовать в экспрессивной речи предложения из двух слов: глагола и существительного в косвенном падеже. Формы глаголов при этом остаются теми же, что и на первом этапе.

Цель третьего этапа - формирование фразовой речи, с постепенным усложнением словаря и структуры фразы. Работать над распространением предложений и их грамматическим оформлением над диалогом и рассказом описательного характера. Формировать построение высказывания как основной единицы речевого действия. Основу третьего этапа составляет модель предложения, включающего два главных члена – подлежащее и сказуемое. При этом ребенок говорит уже не о своих собственных действиях, а о действиях другого лица. Организуется работа по наблюдению за действиями окружающих людей (детей, родителей, воспитателей). Только после этого переходят к использованию дидактического материала: игрушек и картинок.

В четвертом этапе основным является формирование связной речи - коммуникативной деятельности, коммуникативных умений. Дети могут употреблять многословные предложения различных типов и конструкций. Но конструкции предложений во многих случаях деформируются. Ограничен набор синтаксических связей и средств их выражения, а само выражение связи часто дефектно. Системы словоизменения и словообразования грубо нарушены. Следствием всех этих расстройств выступает многообразный аграмматизм. Активный словарь относительно велик, однако при поиске слов нередко возникают затруднения, которые в основном приводят к заменам слов. У большинства детей сформированы все или почти все звуки. Невербальные средства коммуникации используются в ограниченном объеме.

Работа с моторным алаликом должна быть длительной и систематической. На любом из четырех этапов идет работа не по формированию каких-то отдельных сторон речи, а всей речевой деятельности в целом.

Работа с родителями.

Обязательное включение родителей на правах участников в коррекционно-образовательный процесс!

Сформировать у родителей правильное отношение к дефекту ребёнка, понимание путей преодоления, создания условий для полноценного общения с ним.

Довести до сведения родителей их основных задач:

- Закрепление навыков, усвоенных ребёнком на занятии.

- Создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения.

Постоянно информировать о результатах деятельности ребёнка; о перспективных планах коррекции.

Разъяснять значимость развития личностных качеств дошкольника – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моторная алалия
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 21:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД