МААМ-картинки

Мотивация достижения успеха

Ася Кузьмина
Мотивация достижения успеха

Регулярно я консультирую родителей и детей по проблеме низкой школьной мотивации. Эта проблема существенна, влияет на школьную успеваемость, но формируется раньше, а не с началом учебы ребенка в школе.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач. В противоположность ему человек, не имеющий такой мотивации, будет бояться неудач и промахов и поэтому все силы потратит на то, что бы их избежать. Вероятность того, что он достигнет желаемого результата - очень низкая.

Публикация «Мотивация достижения успеха» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ребенком движет интерес к тому, что его окружает, стремление опробовать новые возможности, желание достичь своих целей. Каждое проявление самостоятельности требует от ребенка смелости, настойчивости, веры в свои силы. Но неудачи и промахи, а так же реакция родителей влияют на особенности формирования мотивации достижения успеха.

Существует три особенности во взаимодействии ребенка и взрослого, которые могут сформировать как мотивацию достижения успеха, так и ее отсутствие (избегание неудач):

1. Адекватно (ситуации) реагировать на слова, действия, поступки ребенка. Дошкольник сопоставляет свое поведение с реакциями взрослых и понимает, какое одобряется, какое нет. Но если на разное поведение ребенка взрослый реагирует однотипно (например, игнорирует, осуждает), то у ребенка формируется поведение выученной беспомощности: он отказывается от деятельности, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудность. С позиции ребенка это естественное следствие взаимодействия: если в ответ на свои разные усилия (напряженные, минимальные) он получает одинаковые оценки (всегда недовольство или восторги), то он теряет ориентиры для управления собственной активностью.

Итак, у ребенка при данном типе взаимодействия (однообразная реакция взрослых на деятельность ребенка) формируется представление, что внешние ситуации от него не зависят, поэтому наиболее безвредный выход их них – полная бездеятельность.

2. Своевременно (сразу же) реагировать на слова, действия, поступки ребенка. Если между действиями ребенка и реакцией на них взрослого проходит много времени, то ребенок не может связать эту реакцию со своими собственными действиями. Например, ребенок нагрубил в гостях и у бабушки, но мама отчитала его только после того, как они вернулись домой.

Это асинхронная реакция взрослого на поступок ребенка и она воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с поведением, которое было ранее (и поэтому теряет всякую регулирующую роль)

3. Выделять время на завершение деятельности ребенка. Многие родители воспринимают дошкольное детство иллюзорно, как "счастливую и беззаботную" пору. И как следствие, думают, что у ребенка нет "серьезных" и "важных" дел. Поэтому в семьях часто наблюдается негативное психологическое явление – прерывание деятельности. Например, когда малыш собирает конструктор, а взрослые требуют "срочно идти" есть; или "сейчас же" перестать раскрашивать и начать собираться на прогулку (инициированное взрослым прерывание деятельности). Такое прерывание деятельности не проходит бесследно для психики – ресурсы ребенка истощаются. Дети, имеющие опыт многократного прерывания деятельности чаще всего выбирают тактику избегания неудач и промахов.

Поэтому любящие родители, увидев ребенка, увлеченно занятого деятельностью всегда дадут время на ее завершение или заранее предупредят о необходимости завершения действий к определенному времени.

Какие же общие выводы можно сделать из этого обзора?

Формирование мотивации достижения успеха активно идет в среднем и старшем дошкольном возрасте (и взрослые уже могут наблюдать тенденции либо к достижению успеха, либо к избеганию неудач), но самые драматичные последствия всегда «начинаются» в начальной школе.

• Избегание неудач и промахов, отсутствие мотивации достижения успеха всегда легче предупредить, чем корректировать, т. к. многолетний опыт ребенка приводит к такой стратегии действия.

• Родителям важно предоставлять обратную синхронную связь на слова, действия, поступки ребенка. Причем реакции взрослых должны быть разными на разные действия ребенка и одинаковыми на одинаковые (в удачах – хвалить, в неудачах - поддерживать).

• Не ждите от ребенка всегда идеального результата, обращайте внимание на маленькие, но значимые для ребенка победы (сам заправил кровать, проявил инициативу в уборке комнаты и т. д.)

При неудачах родительская поддержка может заключаться в похвале, утешении, подсказке, помощи, подбадривании. Внимательно выслушивайте ребенка – пусть он растет с ощущением собственной значимости, своих слов и поступков. И тогда он будет вести себя более уверено и хорошо к себе относиться. Высокая (адекватная) самооценка позволит осваивать ему новые и новые навыки и неудачи на этом пути (которые, увы, неизбежны) не подтолкнут его к выводу: «и это у меня то же не получается».

Публикации по теме:

Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей Вступивший в октябре 2013г. ФГОС ДО разработан в контексте социокультурной политики и выстраивается как культура достоинства, а не культура.

«Неделя успеха в «Белоснежке»«Неделя успеха в «Белоснежке» Ежегодно (это стало традицией) в МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 9 «Белоснежка» проводится «Неделя успеха». Цель мероприятия: развитие творческой.

Игровое пособие «Домик успеха»Игровое пособие «Домик успеха» Задачи: 1. Формировать умение переносить усвоенные знания и правила оценивания в разные виды деятельности; 2. Закреплять навыки оценки и самооценки.

История успеха. Интернет-сервисы в моей педагогической практике Я работаю старшим воспитателем уже 10 лет. Моя история по общению с компьютером, а именно это знакомство послужило толчком к использованию.

Мастер класс к педагогическому конкурсу «Лесенка Успеха» Мастер - класс «Лесенка здоровья». Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый.

Мастер–класс «Секреты успеха художественной деятельности с малышами»Мастер–класс «Секреты успеха художественной деятельности с малышами» Мастер –класс «Секреты успеха художественной деятельности с малышами» Дорогие коллеги! В настоящее время педагоги, специалисты в области.

Мнение о формуле успеха Тогус-оол С. Х. «Формула успеха». Для каждого человека формула успеха своя. Но есть и нечто общее для всех - «Хочу», «Могу», «Буду». У каждого.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ 1. Общение- самый привычный способ установить отношение с другими людьми. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит.

Создание ситуации успехаСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Мотивация достижения успеха (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ася Кузьмина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мотивация достижения успеха
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 09:23
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД