МААМ-картинки

Моя педагогическая находка «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников»

Иванова Ольга Николаевна
Моя педагогическая находка «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников»

Чувашские традиции в нравственном

воспитании дошкольников

Добрый день, уважаемые коллеги! Воспитатель детского сада – это не просто профессия, это – состояние души, то состояние, которое не дает душе остывать. Я не работаю воспитателем, я живу «воспитателем». И своей педагогической находкой считаю путешествие в чувашское прошлое. Хочу познакомить детей с историей, традициями чувашского народа.

Публикация «Моя педагогическая находка „Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

«Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников» считаю актуальной в связи с тем, что у чувашского народа много традиций и обрядов, которые многие из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.

Ознакомление дошкольников с национальными традициями меня интересует давно. С детства я познавала культуру чувашского народа от своей бабушки: слушала песни, потешки, заклички, рассказы о моих предках. Бабушка научила меня любить старину. Перед собой поставила цели и задачи, которые помогают вводить детей в культуру родного края, изучить богатства и многообразие материальной и духовной культуры родного народа, приобщить воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.

В настоящее время уделяется особое внимание формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Кроме того, праздник - это синтез всех видов искусства. Музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения предметами народного быта, яркие национальные костюмы способствуют развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, а также истории родного края и национальной культуре. Все чувашские календарные праздники я провожу в дошкольной группе для того, чтобы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, чтобы на обычаях и традициях родного края, ребенок осознал, что такое уважение, прилежание.

Для приобщения детей к истокам чувашской народной культуры я выбрала следующие направления:

1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Только приобщаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах. С их помощью ребята в течение дня интересуются историей, символикой Чувашской Республики (портрет Президента Чувашии, герб, флаг, гимн, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента (карточки с рисунками узоров и их смысловым значением, предметами быта чувашского народа, произведениями народного декоративного творчества). В 2021-2022 учебному году наш национальный уголок стал победителем районного смотра -конкурса готовности общеобразовательных организаций. Так же есть книжные уголки, где дети могут знакомиться с произведениями чувашских писателей, рассматривать картинки.

В дошкольной группе для проведения народных традиционных праздников имеются национальные костюмы, также для девочек и для мальчиков: вышитые платья, рубашки, фартуки, головные уборы-масмак и вышитые для девочек пояса. Головные уборы: тухья, масмак, сделанные руками воспитателя. В школе имеется музейная комната «Авалл х уп и», в котором есть многое, что могут дать детям представление о том, как жили люди в деревенских избах, что в нем находилось, какая мебель какая обстановка. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов. Знакомимся с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно использовать для непосредственно образовательной деятельности, развлечений. Часто для сюрпризного момента, игровой мотивации «приглашаем» куклу Нарспи в чувашском народном костюме. Дети всегда с радостью её встречают.

2. Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, поможет национальный фольклор: чувашские сказки, пословицы, поговорки, рассказы, легенды, загадки, считалки, песни и танцы. Фольклор использую как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике с детьми можно обратиться к устному народному творчеству, выполняя упражнения под потешки. В играх применять считалки на чувашском языке.

3. Так же особое значение в воспитании ребенка через чувашские традиции имеют народные игры. Игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве.

Я как воспитатель все эти направления использую в образовательной деятельности. Мы проводим календарные праздники (Ниме, посиделки, Сурхури, Масленница, Манкун, Акатуй). К чувашским календарным праздникам привлекаются дети 4-6 лет. Дети, исполняя ритуальные приговорки, заклички, песни входят в атмосферу народного обряда. Имеются все сценарии праздников и развлечений. Когда готовимся к празднику, стараемся придерживаться традиций проведения этого праздника.

Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры - это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок сможет познать себя и наш мир сегодня.

Я каждый год активно участвую в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Обережная вышивка чуваш». Второй год являюсь победителем этого конкурса.

В рамках проведения Дня чувашской вышивки в номинации «Обереги в быту и обрядах народов Чувашии» участвуют активно также мои воспитанники ГКП.

Также приняла участие в конкурсах и акциях проводимых в ЧРИО. Это: международная - практическая конференция «Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур»; методический семинар «Реализация проекта «Родной язык – язык матери» : формирование языковой среды в ДОО»; V республиканский фестиваль «Ч ваш ачи ч вашах»; I Международный онлайн - круглый стол «Хал х пуянлах –ч ваш т рринче». Принимаем участие в фестивале детского творчества «Хунав», занимаем призовые места.

Спасибо вам за внимание!

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности»Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности» Педагогическая находка "Приобщение детей к театрализованной деятельности"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моя педагогическая находка «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 19:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моя педагогическая находка «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Ольга Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД