Папки-передвижки

Использование лэпбуков в образовательной деятельности

Ковалева Галина Васильевна
Использование лэпбуков в образовательной деятельности

Использование лэпбуков в образовательной деятельности

Я, Ковалева Галина Васильевна, работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад

№ 9 общеразвивающего вида». Тема: «Развитие познавательной деятельности дошкольников средствами современной игровой технологии в стиле лэпбук»

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Публикация «Использование лэпбуков в образовательной деятельности» размещена в разделах

Новое время диктует новые задачи. Важным аспектом современного Российского образования является тезис «научить ребенка учиться самому!», то есть нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей дошкольного возраста является актуальной. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Значит нам необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными и творческими личностями.

Какие же формы работы по развитию познавательной деятельности детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского значит «наколенная книга».

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой детского сада. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения темы. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, позволяет детям в будущем научиться самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школьному обучению.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

разнообразие игровых заданий;

• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

• возможность структурировать сложную информацию;

• возможность разнообразить самую скучную тему;

• научить простому способу запоминания;

• компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

• вариативность использования заданий;

• возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбук на сегодняшний день может занимать особое место в содержании образовательной деятельности в детском саду, так как это:

• современная игровая технология;

• интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;

• современная творческая находка для педагога, содержащая логично структурированный дидактический материал по определенной теме, который включает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. ;

• дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы как в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всей группой детей;

• дидактический материал, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми;

• технология подвижна и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

В своей работе с детьми я решила использовать лэпбук еще потому, что он воспринимается детьми как «сокровище», сделанное своими руками, к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем.

Цель: использование лэпбука в качестве средства развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.

2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.

3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.

4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).

5. Развивать общую моторику детей.

6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.

7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.

Лэпбук учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Работа с лепбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировке информации.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий, технологии сотрудничества.

Основной формой работы по использованию лэпбуков стала совместная деятельность детей с педагогом и сверстниками, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.

В ходе образовательного процесса совместно с детьми были разработаны и активно использованы следующие лэпбуки : «Осень», «Зима», «Животный мир Брянского края», «Наша страна- Россия», «Правила дорожного движения». В нстоящее время мы с детьми работаем над оформлением лепбука «Арктика и Антарктика».

Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3 или А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме.

Что бы процесс изготовления лэпбука доставлял детям удовольствие и поддерживал познавательную активность, мною продумывались занимательные формы выполнения заданий, использовались игровые приёмы : игровые действия, игровой образ, обыгрывание полученных результатов. Здесь помогают проблемные ситуации, сюрпризные моменты, презентация готовых лэпбуков для родителей и детей других групп.

Изготовление лэпбука предусматривает следующие этапы его создания:

1. Выбор темы.

Тема должна быть интересна детям и соответствовать их возрасту. Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда они сами подсказывают, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.

2 этап. Составление плана будущего лэпбука.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.

Например, мы с детьми составили план лэпбука на тему «ЗИМА». В него вошли:

- Стихотворения и загадки о зиме, зимних явлениях

- Народные пословицы и поговорки

- Календарь

- Карточки «Зимние виды спорта»

- Сюжетные картинки «Составь рассказ»

- Пальчиковые игры

- Дидактическая игра «Кого можно встретить на кормушке»

- Животные зимой

- Сюжетные раскраски

3этап. Рисование макета, что необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все запланироыванные элементы должны быть собраны воедино.

4этап. Создание лэпбука в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в этом процессе: вырезывают картинки, приклеивают, складывают элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу.

На этом этапе к работе подключаются родители. Это своего рода домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр.

Оформление каждого кармашка распределяется между детьми всей группы. Этот процесс очень трудоемкий и состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, которые требуют от детей определенных умений, сосредоточенности, усидчивости, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. В ходе создания лэпбуков дети действовали практически полностью самостоятельно, при небольшой помощи с моей стороны. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового.

Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать, над какими кармашками он работал и что это значит.

Последовательное изготовление лэпбука явилось культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская.

После окончания работы папка оставалась у детей, что позволило им в любое время открыть ее, восстановить в памяти и рассказать сверстникам и родителям все знания, которые он получил в ходе знакомства с данной темой и создания лэпбука. Так же готовые лэпбуки давались детям домой, чтобы они с родителями могли вспомнить пройденный материал или пополнить новой информацией.

Использование лепбуков в образовательном процессе способствовало:

- повышению активного взаимодействовия со сверстниками и взрослыми,

-проявлению у детей интереса к участию в совместной деятельности,

- увеличению познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач,

- развитию умения планировать предстоящую деятельность; договариваться со свестниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать, самостоятельно давать обьяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Таким образом, систематическое использование лэпбуков в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников к созданию и использованию лэпбуков повышает познавательную активность дошкольников, создает условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Использование палочек Кюизинера и Мате»Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Использование палочек Кюизинера и Мате» Используя в образовательной деятельности различные методические материалы, новые пособия, мы, тем самым, повышаем мотивацию детей к когнитивной.

Использование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском садуИспользование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду Музыкально-дидактическая игра с кубиками "Музыкальные загадки "Сказки" Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию музыкально-дидактическую.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.

Использование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском садуИспользование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском саду Работая с детьми, я пришла к убеждению, что мини-фланелеграф необходимо применять в непосредственно – образовательной деятельности в детском.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Консультация «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками» «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Использование лэпбуков в образовательной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ковалева Галина Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование лэпбуков в образовательной деятельности
Опубликовано: 25 января 2023 в 15:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД