Лучший педагог года

Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»

Светлана Трескина
Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»

Модель занятия. Гласный звук Я, буква Я. ( Область: речевое развитие)

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с звуком [я] и буквой Я, я.

Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.

Учить преобразовывать слово мал в слово мял. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Публикация «Модель занятия по речевому развитию „Гласный звук Я, буква Я“» размещена в разделах

Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.

Словарная работа: мал.

Материал: Разрезная азбука большого формата, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.

Методы и приё мы: Художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.

Предварительная работа: Работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Меняем имена», «Составим отгадкувмете»,чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь», отгадывание загадок.

Ход занятия:

1. Звуковой анализ слова МАЛ.

— Сколько звуков в слове МАЛ?

— Как слышится первый звук?

— Какой гласный звук в этом слове?

— Составьте слово МАЛ из букв разрезной азбуки.

а) Преобразовать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Теперь попробуем переделать слово МАЛ в слово МЯЛ.

— Как слышится первый звук в слове МЯЛ?

— Можно ли оставить букву А после первой согласной (Нет, тогда получилось бы опять слово МАЛ: вместо А надо поставить Я.)

б) Сопоставление слов

МАЛ — МЯЛ МАТЬ — МЯТЬ ВАЗЫ — ВЯЗЫ

• Слова обязательно осмысливаются.

Составляются небольшие предложения с этими словами.

— Как читается первая буква в каждой паре слов (В первом твердо, во втором мягко.)

— Когда согласная читается твердо? (Перед буквой А.)

— Когда она читается мягко? (Перед буквой Я.)

2. Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной. (Работа с магнитной азбукой.)

Ла ра да за са ба

Ля ря дя зя ся бя

(Договаривание до целого слова. Например: ЛАпа, ЛЯгушка, РАд, РЯд, ДАша, ФеДЯ и т. д.)

3. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь».

Цель. Дать детям отдохнуть перед следующим заданием, а также учить выделять заданный звук в словах.

Лягушка и мышь.

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил их обеих.

— Какие слова со звуком Я вы запомнили? Приведите при

меры слов со звуком Я.

Дети произносят слова с заданным звуком в трех позициях :

в начале слова: Ягода, Яблоко, Якорь, Ястреб, Ягненок,Язык;

в середине: одеЯло, маЯк;

в конце: свиньЯ, листьЯ, змеЯ.

— Докажите, что Я — гласный звук. (Ответы детей).

4. Анализ буквы Я.

Буква Я шагает гордо.

Д стоит, и очень твердо!

От буквы А до буквы Я

Идет и азбука моя.

— Как вы думаете, что обозначает такое выражение: «Вы

учить от А до Я (Воспитатель объясняет смысл выражения).

5. Чтение слоговой таблицы, составленной из букв большого формата.

— Какое слово лишнее?

Игра со словом КОЛОБОК

(КОЛ, ЛОБ, БОК, ОКО)

(Объяснить значение слова око).

6. Чтение стихотворения с целью закрепления звука Я.

Яков — терпеливый маленький садовник,

Яблони и груши вырастил в саду,

Ягоду малину, ягоду крыжовник.

Я на днях учиться к Якову пойду.

(Интонационно звук Я при чтении выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.)

Физкультминутка

Мы читали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали — раз, два, три.

Ножками потопали — раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

Соответствующие движения.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв и слогов составить отгадки на загадки:

Тебе дано, а люди пользуются.

(Имя)

Чем больше из меня берут, Тем больше становлюсь.

(Яма)

Отбавишь — больше будет, Прибавишь — меньше станет.

(Яма)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

32 молотят, один поворачивает.

(Зубы» язык)

Всегда он в работе, Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык)

Если б не было его, Не сказал бы ничего.

(Язык)

На море, в реках и озерах Я плаваю проворно, скоро. Среди военных кораблей, Известна легкостью своей.

(Яхта)

8. Самостоятельное задание в игровой форме «Меняем имена». Каждый ребенок самостоятельно составляет из букв «данное»ему имя. Примеры имен: ПОЛЯ, ТОЛЯ, ОЛЯ, ЗОЯ, ВАНЯ, ЖЕНЯ, СЕНЯ, ВАЛЯ, КАТЯ, СОНЯ, КОЛЯ, ЯША, НАДЯ.

9. Итоги занятия.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]»Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие. Цель:.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Формирование понятия «звук» Тема: "Формирование понятия звук". ЦЕЛИ: Развитие фонематического восприятия. Развитие слухового внимания. Развитие ассоциативного мышления.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

Конспект занятия по обучению грамоте: «Гласный звук (У), буква У, у». Занятие № 2 Тема: «Гласный звук (У, буква У, у. Место звука в словах. Определение количества слогов в словах». Задачи: Обучающая задача:.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

Конспект занятия по речевому развитию «Любимый звук ужа» Конспект занятия по речевому развитию. Тема «Любимый звук ужа» Цель: способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, посредством.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

ННОД по развитию речи «Согласный звук [Л], буква Л» ННОД по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель: Яковлева И. В. Тема: Согласный звук Л (Л, буква.

Занятия по основам грамоты для предшкольной группы «Согласный звук и буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук» Конспект занятия по основам грамоты по теме: «Согласный звук и буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук», направлено на выполнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 16:59
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД