Получи документы

Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Бурыгина
Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста

Модель построения образовательного процесса в рамках развития Ценностного отношения к родному городу.

1. Труд взрослых.

2. Отдых и спортивная жизнь граждан.

3. Природа.

4. Культура поведения в городе.

5. Защитники города.

6. Почётные граждане города – героя.

7. История города.

8. Достопримечательности.

Публикация «Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования заложены основы нравственно-патриотического воспитания посредством приобщения детей к традициям семьи, общества и государства, формирования представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях российского народа, отечественных традициях и праздниках.

Проблема патриотического воспитания занимает одно из основных мест в области гуманитарного знания. Изучению данного вопроса посвящены работы Р. И. Жуковской, Л. К. Беляевой, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой и др. В исследованиях, посвященных теме воспитания патриота, показано, что формировать представления о Родине у растущего человека необходимо с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. В этой связи проблема воспитания любви к родному городу является актуальной.

Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу.

Цель исследования: изучение теоретических основ проблемы патриотического воспитания, а также выявление педагогических условий воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.

Родной город для ребенка является малой родиной, местом, где он родился, растет и развивается.

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен иметь определенный багаж знаний о своем городе. Он должен знать названия улиц, на которых находятся важные для него объекты: дом, детский сад, театр, библиотека, магазины, почта, аптека и др. Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется. К ним добавляются район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, чье имя носят. С этой целью необходимо проводить экскурсии по городу на природу, на предприятия. Большое значение имеет знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В патриотическом воспитании любви к родному городу пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи детям прививаются такие понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой и боевой подвиг и др. Важно подвести детей к пониманию того, что Родина помнит и чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, парков, в их честь воздвигнуты памятники.

Из методов обучения большое внимание необходимо уделить игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.

Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы : рисунки, аппликации, лепки, конструирование и т. д.

Естественная среда жизнедеятельности для ребенка – это «малая родина» : социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры родного города.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району и городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Взрослый (педагог и родители) должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу, а значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые в воспитании, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника :

• экскурсии и целевые прогулки с родителями по рекомендации воспитателя или виртуальные с использованием ИКТ (экскурсии в краеведческий музей, парк славы, к мемориалу вечного огня, знаменитые улицы города и т. д.);

• рассказы и беседы;

• наблюдения;

• показ иллюстраций, фото, фильмов, слайдов;

• прослушивание аудиозаписей (гимн страны, края, города, исполнение

• песен народного хора и др.);

• исполнение фольклорных произведений;

• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;

• ознакомление с народным творчеством;

• организация тематических выставок (совместная работа родителей и детей);

• участие в общественных праздниках;

• участие в посильном общественно полезном труде;

игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые;

• встречи с интересными людьми.

Участие детей во всех этих мероприятиях, конечно способствует расширению кругозора, повышению познавательной активности, чувства гордости за свой город и его жителей.

Методические рекомендации по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников

Чувство любви к месту, где он родился, вырос формируется у ребенка с раннего детства. Город, в котором ребенок живет, дорого ему, поскольку в нем находится его дом, детский сад. Будучи взрослым, человек вспоминает свое детство и те места, которые его окружали.

Работникам дошкольных образовательных организаций в процессе воспитания у детей любви к родному городу необходимо понимать, сложность и многогранность данного направления работы. В задачу воспитателей входит поиск наиболее эффективных путей деятельности. Прежде всего, педагогам нужно самим расширять и обогащать свои знания о родном городе. Это предполагает чтение краеведческой и исторической литературы, посещение памятных мест, музеев, выставок.

К сведениям и знаниям, которые должны получить дети о своем городе относятся следующие : уточнение названия города, его внешний облик, местоположение (окружающая природа, лес, озера); сведения об улицах, проспектах, главных площадях, наиболее характерных зданиях, современном строительстве – новые дома, бытовые здания (магазин, аптека, ателье); сведения о культурной жизни: школы, детские сады, библиотеки, дворцы культуры, музеи, административные учреждения. Начальные сведения о промышленности города, главным образом о тех предприятиях, где работают родители, о видах современного транспорта [10].

Знакомить детей с городом необходимо от простого, близкого к более сложному, далекому (от своей улицы, до главных мест в городе, от единичного, конкретного, к наглядному, общему.

Воспитание любви к родному городу – одна из важных задач, которую решает детский сад. Оно начинается с младшей группы. Знакомство с родным городом необходимо начать с улицы, на которой стоит детский сад. Целесообразно пройтись с детьми по главной улице города, акцентируя внимание ребят на ее ширине, размерах, зеленых насаждениях, домах, магазинах, общественном транспорте и др.

Посредством наблюдения и прогулок происходит воспитание у малышей любви к природе родного города, бережное отношение к зеленым насаждениям на своем участке и за его пределами. Дети наблюдают труд взрослых на прогулках (как увозят снег из города, посыпают дорожки песком; особенно необходимо использовать для наблюдения субботники – показать, с каким воодушевлением трудятся люди города, они любят и берегут город, в котором живут).

Дети средней группы должны уметь ориентироваться в ближайшей к детскому саду местности и их дому. Следовательно, нужно показать и рассказать об улицах, окружающих детский сад. Рядом с детским садом есть и другие детские сады, школа. Можно дать задание детям пройтись по улице, где расположен детский сад (или где живет ребенок, понаблюдать, какие там имеются здания, деревья, цветы, какой встречается транспорт, а затем рассказать об этом.

Дети 5–7 лет начинают заметно интересоваться общественной жизнью. Они живут тем же, чем и взрослые. Их уже интересует, почему так называется улица, на которой стоит их детский сад.

На знакомых улицах с детьми можно совершить экскурсии в овощной магазин, библиотеку, ателье, на почту, в аптеку. Дать доступные детям знания о крупных магазинах города.

Старшие дошкольники должны знать, что в городе есть заводы, фабрики, другие предприятия. Город постоянно растет и развивается : строятся новые красивые жилые дома, промышленные и культурные учреждения.

Любовь к родному краю, особенно если речь идет о дошколятах, начинается с краеведения, с изучения окружающей местности, родного города, двора, дома. В этой связи, работу с детьми можно организовать с малого и самого доступного пониманию малыша: «мой дом», «моя группа», «моя улица».

«Моя группа»

Можно предложить детям нарисовать на больших листах ватмана план группы: изобразить только стены, окна и двери (важно при этом соблюдать все соотношения, на отдельном листе картона нарисовать мебель в нужном масштабе, а затем аккуратно вырезать ее.

Затем необходимо зайти в группу вместе с детьми, осмотреть все вокруг, обсудить, показать схему и вместе расставить мебель так, как она расположена на плане. В случае возникновения у детей затруднений, можно помочь им. После совместной работы по перестановке мебели согласно плана предложить детям сделать это самим. Большое значение в данном случае придается идеям самих детей.

«Мой двор»

Совместно с детьми необходимо изучить двор, детскую площадку или скверик около своего детского сада. План двора, площадки изобразить на бумаге и научить детей ориентироваться по нему. Для закрепления материала можно предложить детям серию игр на ориентирование, заключающихся в поиске по карте спрятанных на территории предметов.

«Моя улица»

На большом листе бумаги нужно изобразить план улицы, на которой находится здание детского сада, игровая площадка, соседние дома и ближайшие переулки. На отдельных листах картона нарисовать и вырезать светофоры, дорожные знаки, вывески магазинов, киосков, написать названия улиц. Затем, можно предложить детям разложить объекты на план улицы так, как они расположены в действительности. Таким образом, можно проверить, насколько хорошо дети знают свой район, могут ли в нем ориентироваться самостоятельно. По такому плану можно катать небольшие машинки, «ездить» из дома в магазин или парк. Ну, а небольшие игрушки могут ходить по плану – гулять по улицам, посещать магазины, заглядывать друг к другу в гости.

«Мой город»

В комнате группы повесить на стену подробный план своего города. Вместе с детьми найти на карте улицу, на которой находится детский сад, дома, где живут ребята. Показать ребенку, где живут его бабушка и дедушка или близкие друзья. Нарисовать на карте их дома. Знакомые детям объекты можно обозначить на плане фломастером, а рядом наклеить еще и небольшие фотографии, чтобы дети быстрее запомнили, кто где живет.

Маленькие фотографии достопримечательностей города можно наклеить на карту, а большие изображения разместить рядом на стене. Целесообразно проводить работу с детьми по измерению расстояния до того или иного объекта, находить более короткие пути следования.

В старшем дошкольном возрасте уже можно проводить работу по формированию у детей представлений о сторонах света – Север, Юг, Запад и Восток. Соответствующие обозначения также наносятся на карту города. Таким образом, дети могут определить какой объект находится восточнее детского сада, какой западнее и так далее.

Перед тем походом на экскурсию, целесообразно показать детям на карте, куда и по какому маршруту будет осуществляться поход.

Кроме карты города, можно использовать и карту края, на которой дети видят не только расположение своего города, но и других населенных пунктов. По карте края можно определить, в каком направлении необходимо ехать, чтобы добраться до того или иного пункта, какое количество километров разделяет те или иные объекты. Для лучшего усвоения детьми понятия «километр» целесообразно пройти с ними пешком один километр и замерить время, которое для этого потребовалось.

Выводы

1. К началу старшего дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы основные представления о родном городе, других городах, а также о России в целом.

2. Важным условием воспитания любви к родному городу является наличие тесной связи между поколениями (детьми и родителями, бабушками и дедушками). Знание истории семьи способствует пробуждению у детей эмоционального отношения к своим корням.

3. В современной дошкольной педагогике разработана технология патриотического воспитания, включающая этапы работы в данном направлении, средства и методы, а также построение самого педагогического процесса.

4. Работу по воспитанию любви к родному городу целесообразно организовывать согласно логике «от близкого – к далекому» : моя группа – мой двор – моя улица – мой город – моя страна.

Прикреплённые файлы:

patr-vospitanie_qthob.pptx | 3350,8 Кб
 
Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Модель интегрированной образовательной деятельности «День Победы» для старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Фотоочерк «Прогулка по родному Санкт-Петербургу»Фотоочерк «Прогулка по родному Санкт-Петербургу» Приглашаю вас на прогулку по Санкт-Петербургу. Пройдемся мы по Итальянской улице, заглянем на Малую Садовую, полюбуемся красотами площади.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Конспект экскурсии «Путешествие по родному городу» Здравствуйте дети, педагоги и гости нашей прогулки по родному городу. Посмотрите, пожалуйста, на экран, что там изображено? Правильно это.

Библиотека изображений:

Публикация Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Бурыгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 20:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД