Получи документы

Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности

Ирина Борисова
Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила:

Борисова Ирина Влвдимировна

Отличительной чертой сегодняшнего дня является высокая скорость во всем: в ежеминутном многократном увеличении информации в современном инфопростанстве, в применении научных достижений в реальной жизни, в постоянных изменениях в жизни общества. Для современной системы образования характерным является переход к новой парадигме — учение вместо обучения, в основу которой положено не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания и творчески их перерабатывать. Познавательные умения, являющиеся частью процессов получения, преобразования, применения полученных знаний и опыта, являются одним из инструментов, позволяющих обучаться, самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в постоянных и изменяющихся условиях.

Публикация «Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности» размещена в разделах

Заинтересованность в саморазвитии, стремление к преодолению интеллектуального затруднения — существенный показатель не только развитости умственных способностей, но и самостоятельности». С развитием науки, техники, технологий компьютерной телекоммуникации проектная деятельность занимает важное место в системе общего образования, являясь одним из эффективных методов развития когнитивных, творческих и личностных способностей обучающихся.

В повседневной жизни современному чело веку приходится, сталкиваясь с множеством проблем, принимать ответственные решения, продумывать проблемы, ситуации, планировать свои действия, анализировать результаты, поэтому главная задача обучения, начиная с дошкольного детства, —научить ребенка ставить и решать поисковые задачи, ориентироваться в информационном пространстве, находить, перерабатывать, использовать, создавать субъективно новую информацию.

Проектный метод, являясь частью образовательного процесса, как один из эффективных интерактивных методов современного обучения и адаптации к жизни в изменяющихся условиях, позволяет обучающемуся научиться планировать свои действия, предвидеть и анализировать результаты, работать со своими ошибками и выбирать приемлемые способы решения.

Это и есть проектирование, помогающее решать стоящие перед человеком вопросы, проблемы, избегать ошибок, выбирать оптимальные способы решения. И, как следствие, качественно сформированные познавательные умения находят свое отражение в преобразовании мышления в новый тип - проектное – системное мышление, направленное на формирование стратегий развития деятельности, учитывание системы факторов, системы процессов и системы взаимодействий. Также проектная деятельность способствует росту мотивации к решению реальных практических задач, проявлению сотрудничества и чувства общности среди участников проекта.

Для обеспечения продуктивного функционирования модели формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности в результате анализа методологических подходов выделены подходы, соотносящиеся с целью исследования: системно-деятельностный, личностно-ориентированный и проблемный.

Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим подходом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) № 373 от 06 октября 2009 года, позволяет наиболее полно на сегодняшний день описать основные психологические положения и взаимосвязанные процедуры, систему учебной деятельности учащихся, созвучную современным приоритетам российского образования.

Системно-деятельностный подход предполагает рассмотрение вопроса формирования познавательных умений младших школьников как систему взаимосвязанных процедур, организованных посредством проектной деятельности. Кроме этого, обязательным условием эффективной работы, направленной на формирование познавательных умений в проектной деятельности, является совместная деятельность педагога и обучающегося, обучающегося и обучающегося и самостоятельная деятельность обучающегося.

Личностно ориентированный подход предполагает направленность педагогических усилий на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов образовательного процесса.

При формировании познавательных умений в проектной деятельности необходимо учитывать потребность учащегося в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей (принцип самоактуализации, важно создать условия для формирования личности учащегося, учитывая индивидуальные способности и направленность личности (принцип индивидуальности, предоставить возможность обучающемуся в выборе темы, цели, содержания, форм и способов организации собственной деятельности при работе над проектом (принцип выбора, а также использовать педагогом гуманистические личностно ориентированные технологии обучения, основанные на доверии и поддержке в его стремлении к самореализации и самоутверждению (принцип доверия и поддержки). Таким образом, личностно ориентированный подход позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности обучающегося, формирования и развития его индивидуальности.

Проблемный подход предполагает решение образовательной задачи через проблемную ситуацию и самостоятельную деятельность, поскольку проблемный подход открывает перед ребёнком весь спектр осуществившихся возможностей и ориентацию на свободный, но ответственный и обоснованный выбор какой-либо из них – или же нахождение новых возможностей, не предусмотренных опытом ребёнка и его социальной среды.

Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности представлена связанными между собой четырьмя блоками: нормативным, целевым, содержательно-организационным и диагностико-результативным.

Нормативный блок включает в себя все нормативные доку менты, отражающие главные цели, задачи, нормы морали, прин ципы, ценностные ориентиры и направления образования, отра женные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) от 06 октября 2009 № 373.

Целевой блок направлен на решение задач, стоящих перед образованием - подготовить личность, мотивированную к целенаправленной познавательной деятельности, готовую к саморазвитию, самообучению в течение всей жизни. Разрабатывая модель, целью которой является формирование познавательных умений, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно, интерпретирует и применяет их в постоянных и изменяющихся условиях, мы учитывали, что цели и задачи должны быть связаны:

– с содержательно-организационным блоком (определенные цели и задачи находят отражение в содержании воспитания и обучения, они влияют на выбор методов и форм педагогической деятельности);

– с диагностико-результативным блоком (выбор методик и методов мониторинга, определяющих уровень сформированности познавательных умений, что согласуется с целями и задачами).

Целевой блок является важным компонентом модели, поскольку включает в себя формирование познавательных потребностей, мотивов и интересов у школьников. Особо важна взаимосвязь этих компонентов, так как именно интерес является ресурсом для функционирования процесса формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности.

Целевой блок осуществляет мотивационную (стимулирование педагогом смысловой деятельности учащегося, представление способов и приемов формирования внутренних потребностей, мотивов и интересов личности для познания и проектной деятельности, побудительную (создание педагогом эмоционально комфортной атмосферы, способствующей проявлению познавательных потребностей, мотивов и интересов, прогностическую (обнаружение перспективных личностных образований и прогнозирование возможных результатов) функции.

Содержательно-организационный блок воплощается через проектную деятельность. Рассматриваем проектную деятельность как деятельность, реализующую проектные цели и задачи, а также способствующую формированию познавательных умений.

Сегодня становится актуальным обращение к индивидуализации образовательного процесса, что позволяет учащемуся выбрать свой индивидуальный путь образования и самообразования. Роль педагога заключается в проектировании и сопровождении индивидуальной траектории проектной деятельности учащихся, направленной на формирование познавательных умений.

Сопровождение индивидуальной траектории проектной деятельности подразумевает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося. Основная цель деятельности педагога заключается в проектировании индивидуальной траектории проектной деятельности учащихся. П. В. Сысоев считает, что разработка индивидуальной траектории — «это совместные действия педагога и обучающегося, направленные на развитие умений самостоятельной учебной деятельности, постановку адекватных образовательных целей и соответствующих задач, выбор методов, форм, средств и содержания обучения, рефлексию, самооценку личностных достижений, инициативу и ответственность за принятие решений и решение поставленных задач».

Индивидуальные образовательные маршруты, программы, планы, разработанные образовательной организацией, являются ключевыми средствами реализации индивидуальных траекторий.

Процесс проектирования индивидуальной траектории проектной деятельности включает последовательность этапов:

1. Подготовительный — происходит работа по реализации индивидуальной траектории проектной деятельности.

2. Диагностический — определение потребностей, интересов, стремлений обучающихся; уровня сформированности познавательных умений, имеющихся достижений.

3. Содержательный — предполагает процесс построения индивидуальной проектной траектории обучающегося: целеполагание, то есть какие цели должны быть реализованы в результате работы над проектом, определение продукта проекта; планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта, определяются требования к продукту, а также и выбору способов выполнения проекта, установление сроков его выполнения.

4. Организационный — непосредственная реализация индивидуальной траектории проектной деятельности (поэтапное выполнение исследовательских задач проекта : работа с источниками информации : поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений).

5. Отслеживание и корректировка — отслеживание процесса выполнения проекта : определение контрольных точек, оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов, сопоставление запланированного с достигнутым и внесение изменений, корректировка, дополнение в индивидуальную образовательную траекторию проектной деятельности.

6. Оценочный — подведение итогов реализации индивидуальной образовательной траектории проектной деятельности.

Рассматривая организационно-содержательный блок представленной модели, необходимо определить компоненты сопровождения проектной деятельности : деятельностно-коммуникативный, когнитивно-интеллектуальный и личностно-организационный.

Деятельностно-коммуникативный компонент показывает готовность и стремление обучающегося к самостоятельной практической деятельности, к взаимодействию с другими участниками деятельности.

Сформированный компонент включает в себя практические и коммуникативные познавательные умения. Когнитивно-информационный компонент представляет научно-теоретическую базу проектной деятельности обучающегося. Основными элементами данного компонента выступают знания, познавательные умения — интеллектуальные и информационные.

Личностно-организационный компонент выступает в качестве необходимого элемента проектной деятельности и тесно связан с личностно ориентированным подходом. Он раскрывает готовность личности к организации самостоятельной проектной деятельности и способности к анализу своих мыслей, эмоций, рефлексии своей деятельности и анализа содержания учебного материала. Основными элементами данного компонента выступают организационные и рефлексивные умения.

Цель диагностико-результативного блока заключается в определении уровня сформированности комплекса познавательных умений и оценивании качества проведения проектной деятельности, являющихся показателями эффективности проектной деятельности обучающегося и успешности функционировании модели.

Уровень сформированности комплекса познавательных умений определяется с помощью разработанной нами методики, содержащей критический, оптимальный и продвинутый уровни.

Комплекс представляет собой практические, коммуникативные, рефлексивные, интеллектуальные, организационные и информационные умения. Постоянное наблюдение за процессом проектной деятельности обучающихся и своевременное внесение изменений в процесс педагогического сопровождения является существенным обстоятельством для выявления уровня сформированности познавательных умений у обучающегося, а также перехода его на более высокий уровень.

Организация проектной работы, защита своего проекта не может быть проведена и успешно представлена без сформированного на оптимальном и продвинутом уровне у обучающегося комплекса познавательных умений и присвоенных новых знаний. Именно сформированные на достаточном уровне познавательные умения позволят обучающемуся аргументированно рассказать, как он организовывал и проводил проектную деятельность, какую проблему и с помощью каких средств решал, какие источники использовал, как взаимодействовал с другими участникам деятельности.

Владея комплексом познавательных умений на оптимальном и продвинутом уровнях, обучающийся успешно справится с поставленной задачей.

Важно, чтобы весь процесс, начиная от выбора темы и заканчивая представлением результата проектной деятельности и оценивания, проходил в доброжелательной, позитивной, созидательной атмосфере, что способствует активному вовлечению обучающихся во все этапы работы над проектом и, в дальнейшем, стремлению продолжать заниматься проектной деятельностью; лучшему усвоению нового материала и высокой эффективности процесса формирования познавательных умений.

Формирование познавательных умений младших школьников результативно осуществляется посредством проектной деятельности, прослеживается взаимозависимость результативности проектной деятельности и уровня сформированности познавательных умений. Формирование познавательных умений младших школьников в проектной деятельности — особый тип педагогической деятельности, направленный на сопровождении проектной деятельности обучающихся, в процессе которой происходит формирование и развитие познавательных умений более высокого уровня.

Публикации по теме:

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

Библиотека изображений:

Публикация Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Борисова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности
Опубликовано: 30 октября 2023 в 22:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД