Лучший педагог года

Конспект занятия «Многозначность слов»

Лариса Шевелева
Конспект занятия «Многозначность слов»

Цель: Развитие у детей речевых умений - варьировать полученными знаниями.

Задачи:

1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова» : со значением предметности, со значением действия, со значением признака.

2. Развивать у детей речевые умения различать родственные слова, слова близкие по звучанию.

3. Активизировать умения детей применять на практике речевые игры, способствующие обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста.

4. Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности.

Содержание:

Публикация «Конспект занятия „Многозначность слов“» размещена в разделах

Логопед: Ребята, мы получили видео-письмо из цветочного города. Незнайка хотел научиться сочинять стихи и попросил Знайку дать ему несколько советов. Но видимо, что-то как всегда напутал. Давайте посмотрим, кому нужна наша помощь?

(просмотр видео-фильма)

* на экране Знайка и Незнайка:

Знайка: Незнайка! Как же вы будете сочинять стихи, если вы все неправильно делаете, чем вы будете записывать стихи, что вы принесли?

Незнайка: Я принес ручки, сам сказал, принеси ручки (в руках держит дверные ручки).

Знайка: Незнайка, я просил другие ручки, ведь это слово многозначное. Вам понятно.

Незнайка: Понятно, еще ручек принести. *

Логопед: Да, что-то Незнайка не понял, видно ему нужна наша помощь. Для этого нам всем нужно отправиться в цветочный город. Вам девочки я предлагаю надеть цветочные шапочки, как у всех малышок в цветочном городе.

(девочки одевают шапочки-головки цветов)

- Отправляемся в цветочный город (все переходят на цветочную поляну, где находятся герои Знайка и Незнайка).

Логопед: Здравствуйте, уважаемые Знайка и Незнайка. Наши ребята решили вам помочь, разобраться в вашей ситуации. Объяснить тебе Незнайка, какую и почему ты допустил ошибку. Давайте присядем на цветочную полянку

(все рассаживаются кружком вокруг цветов).

- Знайка, что ты попросил принести Незнайку? Незнайка, что ты принес?

Знайка: Я его попросил принести ручку, чтобы записывать мои советы.

Незнайка: Я принес ручки дверные.

Логопед: Правильно, ребята, а какое еще есть значение у слово ручка?

Дети: Ручка у зонтика, ручка у малыша.

Логопед: Ваши ответы верны. Все эти слова обозначают ручку, звучит это слово одинаково, но имеют разные значения. Это многозначное слово. Давайте разберем с вами слово многозначное. Это сложное слово. Оно состоит из двух слов.

Дети: Из 2-х слов : много – несколько слов, значений, где их можно использовать.

Логопед: Вот мы с вами и определили, что это за многозначное слово.

Название одного предмета определяется по какому-то сходству. Слова бывают многозначные и однозначные. Мы с вами определили, что ручка – это многозначное слово, а карандаш?

Дети: Это однозначное слово, карандашом мы рисуем.

Логопед: Незнайка, чтобы тебе было лучше понятно, мы сейчас объясним в стихах и поиграем в игру «Слова-двойняшки» - какие предметы называют одним и тем же словом :

Логопед:

- Трубит на улице трубач.

Ему кричит с березы грач:

- Труби, трубач, в трубу свою.

Труби, трубач, а я спою.

По трубе вода течет на поля и в города:

Для полива и питья,

Для купанья и мытья.

Дети: Труба – музыкальный инструмент, труба устройство для подачи воды.

(на экране демонстрируются картинки-ответы)

- В детский сад Илья пошел,

Друга Петю там нашел.

Вместе Петя и Илья –

Неразлучные друзья.

У меня за домом сад:

Вишни, сливы, виноград,

Груши, яблони, ранет…

Ананасов, жалко нет.

Дети: Детский сад для ребят, фруктовый сад.

Незнайка: Я понял сад - большой, там большие деревья, садик – маленький, там деревья маленькие.

Логопед: Незнайка, ты опять все напутал. Это родственные слова, в каждом слове слышится первое слово. Образуется ниточка слов. Вот держи цветок, передавай его друг другу и называем слова, которые образуем от слова цветок.

Игра «Ниточка» - образование родственных слов : цветок, цветочек, цветы, цветник, цветовод, цветочница, цветочная, цветочный, цветочные, цветочное.

Логопед: Сейчас проведем еще урок, посмотрим все ли ты, Незнайка усвоил. У меня картинки вы, ребята, определите каким словом, мы их объединили.

Игра «Картинки»

*«Гриб, гвоздь, шляпка у девочки» - чем они похожи?

Дети: Шляпка.

*«Гриб, стул, малыш»

Дети: Ножка.

Логопед: Молодцы. Ребята, многозначными могут быть не только слова предметы, но и слова со значением признака:

- Золотые руки

Руки не из золота.

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные руки на свете. / В. Коркин

- Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые колоски-усачи.

Шевелят они усами

И тихонько шелестят…

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи. / В. Белов

Логопед: Угадали многозначное слово?

Дети: Золотые руки - руки, которые делают добрые дела. Золотое солнце – яркое. Золотые колоски – спелые колоски. Золотые калачи – поджаристые калачи.

Логопед: Вы подобрали красивые описания, определения слов. Есть еще один секрет у многозначных слов. Многозначные слова бывают со значением действия. Ответьте, кто или даже, что умеет бегать? Почему?

Дети: Ребенок, котенок. У них есть ноги, лапки.

Логопед: Правильно. Бегать и убежать от нас может дождь, время, молоко. Интересно, как у них это получилось, ведь ног нет?

Дети: Молоко - не успели снять с плиты, оно закипело, пролилось. Дождь закончился, идет в другом месте. Время – мы ничего полезного не сделали.

Логопед: Чтобы лучше закрепить значения действий мы поиграем в игру.

Игра «Найди пару» - детям раздаются карточки, они должны составить пары слов : «стучат в дверь – стучит дятел».

Логопед: Ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Я надеюсь ваша речь станет еще краше и правильной. Последний секрет – многозначность слов используют, когда сочиняют загадки:

- Золотистые лисички –

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Дети: Грибы-лисички, которые очень похожи на зверей лисичек.

Логопед: (показывает муляжи грибы-лисички и мягкую игрушку-лисичку).

- Я надеюсь, Знайка и Незнайка, да и вы ребята сможете сочинить веселые стихи, загадки, сказки и рассказы, используя многозначные слова. Спасибо, друзья, мы с ребятами возвращаемся в детский сад. До свидания.

(ребята прощаются, уходят с цветочной полянки)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов» Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов. Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, синтеза односложных и двусложных слов.

Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты»Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ № Организационно-методическая информация Содержание Примечание 1. Тема образовательной деятельности.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности с элементами театрализации «Путешествие в страну вежливых слов» Задачи: - учить детей использовать вежливые слова как средство взаимодействия со сверстниками и взрослыми - формировать умение вести диалог.

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Цель: учить детей вежливо общаться со взрослыми и детьми, здороваться.

Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента Конспект занятия по теме: «Согласование слов в категории рода" (с использованием регионального компонента) Цель: Упражнять в практическом.

Конспект занятия в младшей группе «Секрет волшебных слов»Конспект занятия в младшей группе «Секрет волшебных слов» Задачи: - учить употреблять вежливые слова, -формировать навыки культурного поведения, -совершенствовать навыки коммуникативного общения,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В стране родственных слов» Цель: Учить детей образовывать родственные слова, упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Обогащать словарный.

Конспект НОД «В поисках новых слов»Конспект НОД «В поисках новых слов» .

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Секрет волшебных слов» Цель: развивать у детей навыки пунктуального общения и культурного поведения; активизировать встречи вежливых слов; формировать умение договариваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Многозначность слов»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 22:09
+25Карма+ Голосовать

Публикация «Конспект занятия «Многозначность слов»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Шевелева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД