Получи документы

Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста

Людмила Парамонова
Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• бедный словарный запас

• неспособность согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированные психические процессы

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями стоит задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

На развитие памяти влияют многие факторы, например: сон, еда, семейная атмосфера, совместное чтение, разучивание стихов, ежедневное запоминание информации и другие.

Публикация «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому я хочу подробно остановиться на запоминании, и рассказать о методе, помогающем запоминать информацию и тренирующем память.

Этот метод называется мнемоникой или его еще называют мнемоникой.

Мнемотехника представляет собой комплекс приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстро запоминать информацию путем образования ассоциаций, основанных на зрительных и слуховых, а также сенсорных представлениях.

Преимуществ у этой техники много, например:

Улучшает память, внимательность, воображение, фантазию.

Развивается речь, увеличивается словарный запас.

Расширяются представления о мире.

Формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект.

Ребенок учится строить логические цепочки, легко запоминает информацию.

Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

С помощью мнемотехники можно преодолеть застенчивость и развить коммуникабельность.

Мнемотехника включает в себя оба полушария головного мозга.

Раскрывается детское творчество.

К. Д. Ушинский писал: «Научите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам — он будет страдать долго и напрасно, но двадцать таких слов соедините с картинками, и он выучит их на лету».

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : -являются дидактическим материалом для развития речи; - их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; - использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, запоминанию. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразуйте изображения в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики

В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, пиктограмм, коллажей:

• Расширяет не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Есть желание пересказать – ребенок понимает, что это совсем не сложно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это один из самых эффективных способов развития речи дошкольников.

• Развивается мелкая моторика рук. В практической работе с детьми использую коллажи и мнемотаблицы. С их помощью формирую у ребенка экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень нужно детям с ОНР). Основная цель коллажа – объединить все изображенные на нем предметы в единый сюжет, интересный и поучительный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они взаимосвязаны, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе предлагаю детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее подготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены эти картинки, цифры, буквы. Далее я даю краткую информацию о содержании этого коллажа или мнемотаблицы. Я даю информацию в доступной для детей и очень интересной форме. На втором этапе идет обсуждение - задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети, используя коллаж и мнемотаблицу, самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:

1. Восстановить по памяти последовательность картинок.

2. Смешайте их с другими и выберите среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Решите, где должна располагаться «выпавшая» картинка среди других.

4. Найдите лишнюю картинку.

5. Найдите ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (две вырезанные мнемотаблицы представлены в перемешанном виде).

7. Игра «Не зевай, подними нужную картинку».

Помимо менемотаблиц и коллажей, я использую наглядные модели, условные схематические изображения природных явлений, приметы времени года. Эти модели помогают сформировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях. в природе. я использую модели в ходе совместных бесед, наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в природном уголке с помощью символов). Интересным, на мой взгляд, приемом мнемотехники является пиктограмма - буква-картинка (использую ее в своей работе для заучивания стихов и отгадывания загадок). Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс запоминания стихотворений более содержательным и интересным. Работаю по следующему алгоритму: - читаю вслух стихотворение или загадку; - выделяем основное ключевое слово в каждой строке (представляем его в виде символа или картинки); - Я снова читаю стихотворение, но уже использую пиктограмму; - дети самостоятельно рассказывают наизусть стихотворение или загадку с помощью пиктограммы. Стоит отметить, что с применением данного приема мнемотехники связная речь детей моей группы значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно начинали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составить описательный или повествовательный рассказ с использованием мнемотехники; развивать сюжетную линию, в соответствии с содержанием соединять отдельные предложения и части высказывания в описательный текст. Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает мыслительные процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Библиотека изображений:

Публикация Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Парамонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 20:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД