Лучший педагог года

Мнемотехника для заучивания стихотворений (1 фото)

Светлана Овчинникова
Мнемотехника для заучивания стихотворений

Мнемотехника для заучивания стихотворений

«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Мнемотехника для заучивания стихотворений

К. Д. Ушинский

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен, дети испытывают трудности в заучивании стихотворений.

Публикация «Мнемотехника для заучивания стихотворений» размещена в разделах

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас не подвела в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать.

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для заучивания стихотворений и обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологие т. к. для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Работая в логопедической группе я столкнулась с этой проблемой более глубоко. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, а также ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:

Кто это? (Мышка).

Любимое лакомство мышки? (Сыр).

Кого боится мышка? (Кошку).

Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.

Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, листья желтые, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно.

Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Этапы работы над стихотворением :

Выразительное чтение стихотворения.

Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Старший дошкольный возраст.

Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное.

Мнемотаблицы активизируют речь детей, развивают память, мышление,внимание.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Очень эффективны мнемотаблицы в автоматизации поставленных звуков логопедом. В индивидуальной работе очень помогают воспитателю закреплять поставленные звуки в речи детей. Кроме того:

основывается на комплексном подходе, включающем:

- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

- специальную организацию развивающей среды;

- развитие мотивационно -потребностной сферы речевой деятельности.

Публикации по теме:

Конспект заучивания стихотворения по этикету «Доброта» в младшей группеКонспект заучивания стихотворения по этикету «Доброта» в младшей группе Программное содержание: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека.

Мнемотаблицы стихотворений о весне для заучивания Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запо-минания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей Мнемотехника как способ развития связной речи у детей (из личного опыта учителя-логопеда Ефимовой А. С.) Ни для кого не секрет, что в настоящее.

Мнемотехника как средство познавательного развития детей. Мнемотехника как средство познавательного развития детей. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных.

Мнемотехника на вооружении у воспитателяМнемотехника на вооружении у воспитателя С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.

Мнемотехника в работе с дошкольниками "Мнемотехника в работе с дошкольниками"Мнемотехника - это искусство запоминания. Точнее, совокупность приемов и способов, которые облегчают.

Мнемотехника — это технология развития памяти и речи у детейМнемотехника — это технология развития памяти и речи у детей ''Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой; из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска''.В. Шаталов. За.

Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми Мастер-класс для педагогов «Создание и использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми» Мнемотаблицы особенно эффективны.

План-конспект заучивания стихотворения «Весна» в средней группе програмное содержание задачи: О. обогащать и систематизировать знания детей о весне; уметь изображать своё видение в рисунке ;развивать.

Подборка стихов для заучивания наизусть по темам недели для подготовительной группы Впечатления о лете «Я рисую лето» П. Прануза Я и мои друзья «Про дружбу» Ю. Энтин Музей – хранитель времени «Музей» Ольга Изотова Осень.

Библиотека изображений:

Публикация Мнемотехника для заучивания стихотворений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Овчинникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мнемотехника для заучивания стихотворений
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 15:39
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД