Получи документы

Мнемоника — как инструмент эффективного познания

Миркамалов Фуркатжон
Мнемоника — как инструмент эффективного познания

Ф. Р. Миркамалов,

Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте, г. Ташкент, Узбекистан.

К. Ф. Миркамалов,

Ташкентский государственный юридический университет, г. Ташкент, Узбекистан.

С. Ш. Мирзаева

Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте, г. Ташкент, Узбекистан.

Аннотация: авторы рассматривают такой интересный термин, как «мнемоника», которые имеет непосредственное отношение к механизмам и процессам запоминания. А точнее изложены причины и способы применения мнемонических техник студентами в обучении и других сферах деятельности, которые облегчают процессы запоминания.

Публикация «Мнемоника — как инструмент эффективного познания» размещена в разделах

Ключевые слова: мнемоника, мнемотехники, процессы памяти, методики преподавания, черепно-мозговые нервы.

Одним из ключевых аспектов, обсуждение которых остается актуальным в настоящее время является мониторинг путей всестороннего совершенствования обучения современным методикам преподавания

с рациональным использованием инновационных приемов и способов мнемотехники, а также применение мнемнотехнических правил запоминания большого объема учебной информации студентами.

При рассмотрении толкования наиболее часто употребляемого термина «мнемоника» - «имеющий отношение к искусству запоминания» можно сделать вывод о том, что зная законы, регулирующие процессы памяти, можно этими процессами управлять. Приемы же управления памятью по утверждению А. Ю. Гончарука называются мнемоникой. [6, c.193, 194]

Достаточно полную характеристику термина «мнемоника», как методик памяти и запоминания дает Т. Бьюзен, при этом автор подробно рассматривает историю развития представлений о памяти со времен древнегреческой богини памяти «Мнемозины» до современности. [4, c.47]

Мнемонику определяют как метод или способ улучшения сохранения и припоминания информации в памяти Р. Солсо и указывает на необходимость использования уже знакомых ассоциаций, важность хранения или кодирование информации, а также припоминание сохраненной информации. [10, c.198, 199, 200]

О. В. Мурашов, Н. В. Иванова, полагают, что фактором повышения академической успеваемости при изучении анатомии человека является систематическое использование мнемонического обучения, в свою очередь апробация мнемонических приемов не только указывает на повышение эффективности запоминания учебного материала, но и мотивирует студентов к обучению. [9, c.144, 145]

Авторская классификация направлений мнемотехники представлена

В. А. Козаренко как: народная мнемотехника; классическая мнемотехника; педагогическая мнемотехника; цирковая (эстрадная) мнемотехника; спортивная мнемотехника; современная мнемотехник. [7, c.10,11]

Напомним, что наряду со сторонниками применение мнемнотехнических правил запоминания большого объема информации есть и противники, так например: Э. Голдберг отдает предпочтение «широкой когнитивной тренировочной программе», с использованием нейропсихологических тестов и скептически относится к мнемонике и другим методам, нацеленным на повышение объема информации, перерабатываемой с помощью специальной техники. [5, c.160]

И. Н. Андреева, анализируя причины такого негативного отношения к обладателям мнемических способностей, говорит о роли исследований выдающего психолога А. Р. Лурия, Дж. Уайдинга и Э. Валентайн, которым удалось убедительно доказать, в том числе и по результатам тестирования участников первого чемпионата мира по запоминанию, что феноменальная память основывается не только на природных способностях, но и на приобретенных техниках. [2, c.157]

В настоящее время широко обсуждается проблема эффективности применения мнемотехники в педагогических исследованиях. Так, З. С. Бабаева выделяет память, как систему мнемических способностей и информации, хранящейся у человека. Предлагает решать задачу оказания помощи детям в усвоении программы, с использованием разнообразных методов развития памяти, позволяющих создать комфортную обстановку на уроке, при этом мнемотехника характеризуется как педагогическая технология. [3, c.62-63]

Г. С. Агзамова, Ш. Камолитдинов, указывают на возможность развития концентрации внимания, путем использования таких мнемнологических методов как : «Number Shape”; метод интервального повторения от

Г. Эббингауза; метод скоростного запоминание терминов «ЗОС»; метод сверх обучения «3П» в целях повышения эффективности педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. [1, c.133]

О. В. Мурашов при классификации мнемонических методов и приемов при изучении учебного предмета «Анатомия человека» выделяет как традиционные мнемнологические технологии так и инновационные приемы и методы, с использованием компьютерных обучающих технологий. Преимуществом использованных методов и методических приемов является практическая значимость, т. к. все они прошли обробацию и доказали свою эффективность в запоминании большого объема учебного материала на базе Псковского государственного университета и могут быть применены при изучении учебного предмета «анатомии человека». [8, c.133,134]

Мнемнологические методы также показали свою эффективность при проведении семинарских занятиях в академических группах П1-20, П2-20, П3-20, (общее количество студентов 58 человек) на факультете «Психологии» филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте. Отметим, при это что студенты первого курса указанных академических групп являлись как выпускниками общеобразовательных, так и специализированных школ, а также академических лицеев, колледжей и лицеев. Отрадно отметить, что 12 студент из вышеуказанных является выпускником «Центра развития памяти «EON в Ташкенте» Республика Узбекистан, а 6 студентов удостоены сертифика участника мастер-классов по мнемонике от Давронбека Турдиева (Рекордсмен России по запоминанию; Президент Федерации мнемоники Республики Узбекистан; Сооснователь центра памяти Geniusx_uz, и владеют практическими навыками запоминания необходимой информации разного характера: цифр, слов, объемных текстов, сложных терминов и научных формул.

Так студенты, по завершению обучения дисциплине «Анатомия ЦНС» должны овладеть системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях. Приведем примеры некоторых рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов:

Необходимо расставить указанные понятия в логической последовательности:

52 - цитоархитектонических полей коры больших полушарий конечного мозга, созданных на основе анализа клеточной структуры, где нейроны отличаются по величине, форме, расположению нервных клеток, разной выраженности слоев и по функциям, (Зоны Бродмана); Продолговатый мозг, нервные центры, кашель, чиханье, рвота, слезоотделение, мигание, сосание, глотание, отделение пищеварительного сока Средний мозг, крыша (пластинка четверохолмия, ножки мозга, водопровод мозга, ручка холмика, красное ядро, черное вещество.

Ввести термин или понятие

1 Два полушария большого мозга (плащ, обонятельный мозг, базальные ядра, продольная щель с мозолистым телом, передняя и задняя спайка, спайка свода А Конечный мозг

2 Канал длиной 1,5 см, соединяющий полость третьего желудочка с полостью четвертого и содержащий спинномозговую жидкость Б Сильвиев водопровод или водопровод среднего мозга

3 Верхние ножки мозжечка, верхний мозговой парус, треугольник петли, в них проходят волокна латеральной (слуховой) петли В Перешеек ромбовидного мозга

Восстановить смысл чисел

140мл общий объем спинномозговой жидкости

9 количество синусов твердой оболочки головного мозга

14 млрд количество нейронов коры полушарий головного мозга

1,5-5,0 мм средняя толщина коры больших полушарий

25-35 мм длина продолговатого мозга

4 количество желудочков головного мозга;

7 грамм масса продолговатого мозга;

31 пара количество спинномозговых нервов

12 пар количество черепных нервов

Запомнить и воспроизвести

12 пар черепно-мозговых нервов, которые представлены в нашем случае как исходные элементы, им придается осмысленная связь: «Онегин(I) знал (II), где (III) была (IV) Татьяна (V); он (VI) летел (VII) пулей (VIII) - язык (IX) болтался (X) до(XI) плечей (XII);

«О (I) Зиночка (II, Голубка (III) Белоокая (IV, Тебя (V) Одну (VI) Лишь (VII) Слышу (VIII) Я, (IX) Бедная (X) Девочка (XI) Печальная (XII)»;

«Нюхай (I, зри (II, глазами (III) двигай (III, блок (IV) тройничный (V) отводи(VI). Лицо (VII, слух (VIII, языкоглотка (IX, ты по свету не блуди (X) - добавляй(XI) под язык(XII).

«И обонял (I) и зрел (II, и глазом двигал (III, И блок (IV) тройничный (V) разом отводил (VI) лицом (VII) и слухом (VIII, и языкоглоткой (IX) Блуждая (X, шел добавочной (XI) походкой, Под языком (XII) все нервы приводил».

Таким образом происходит закрепление последовательности 12 пар ЧМН

I пара - обонятельный нерв; II пара - зрительный нерв; III пара - глазодвигательный нерв; IV пара-блоковидный нерв; V пара - тройничный нерв; VI пара -отводящий нерв; VII пара -лицевой; VIII пара - слуховой (преддверно улитковый); IX пара -языкоглоточный; X пары – блуждающий; XI пара - добавочный нерв; XII пара - подъязычный нерв.

Вывод: целенаправленное обучение студентов самостоятельному использованию мнемонических методов и приемов при изучении «Анатомии ЦНС» формируют навыки использования анатомических атласов нервной системы, позволяют более четко ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга, вырабатывают навыки самостоятельной работы с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием, заметно повышают качество и содержание выполненных студентами рефератов и индивидуальных заданий.

Список использованной литературы:

1. Агзамова Г. С., Камолитдинов Ш. «Применения методов мнемоники в образовательном процессе педагогов-медиков / Сборник тезисов и докладов II международной научно-практической конференции «Система повышения квалификации педагогических кадров в вузах Узбекистана: опыт, проблемы и перспективы развития» «TIBBIYOT NASHRIYOTI MATBAA UYI» MChJ, Ташкент – 2022. 148 c. стр 133.

2. Андреева, И. Н. Основы психологии и педагогики : учеб. -метод. комплекс для студентов техн. специальностей / И. Н. Андреева, Н. Н. Струнина, Н. Н. Петриашвили. – Новополоцк : ПГУ, 2010. – 352 с. стр. 157.

3. Бабаева З. С. /Путь науки Международный научный журнал, № 4 (74, 2020/Pedagogical sciences Педагогические науки УДК 371 «Эффективность применения мнемотехники в педагогических исследованиях» Адрес редакции: Россия, г. Волгоград, пр-кт Металлургов, д. 29. Издательство «Научное обозрение».87с. стр. 62-63

4. Бьюзен Т. Суперпамять/пер. с анг. -6е изд. - Минск «Попурри», 2008. современное. -208с. ил. +4 с цв. вкл. - (серия «Живите с умом»). стр47.

5. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова. — М. : Смысл, 2003. 335 c. стр160.

6. Гончарук А. Ю. Психология и педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие/ А. Ю. Гончарук. -М; Берлин: Директ Медиа, 2017.-200 с. стр 193, 194.

7. Козаренко В. А. Учебник Мнемотехники Система запоминания «Джордано» Москва 2002. 115 стр. стр10,11

8. Мурашов О. В. «Классификация методов и приемов мнемонического обучения анатомии человека в вузе» /Известия РГПУ им. А. И. Герцена 2019. № 193 стр133,134

9. Мурашов О. В., Иванова Н. В. Использование мнемонического обучения для улучшения академической успеваемости при изучении анатомии человека // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №4 (85). С. 141–146. DOI : 10.23859/1994-0637-2018-4-85-17

10. Солсо Роберт Л. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб. : Питер, 2006 589 с. стр. 198,199,200

Публикации по теме:

Игра как основной источник познанияИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Центр познания и природыЦентр познания и природы Центр познания и природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей.

Фотоотчет «Неделя познания»Фотоотчет «Неделя познания» 08.08.2022г. в группе проходил день бумаги. -Беседа с детьми о бумаге; -рассмотрели картинки - виды бумаги. 09.08.2022г. в группе проходил.

Конспект НОД по ручному труду с элементами познания «Бабочка»Конспект НОД по ручному труду с элементами познания «Бабочка» Очень мне понравились «Пестрые бабочки» Ольги Волченковой. Вот прямо сразу запали в душу! И на ближайшем занятии по ручному труду я решила.

Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства» Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Музыкальный инструмент из бросового материалаМузыкальный инструмент из бросового материала Мастер-класс по изготовления музыкального инструмента " Яйцо-шейкер". Это погремушки - шейкеры, изготовленные из киндер-яйца. Многие родители.

Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения»Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения» Тренинг для педагогов «Правила и приемы эффективного общения».Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах.

Библиотека изображений:

Публикация Мнемоника — как инструмент эффективного познания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Миркамалов Фуркатжон на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мнемоника — как инструмент эффективного познания
Опубликовано: 27 января 2023 в 14:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД