Папки-передвижки

Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр» (1 фото)

Елена Олейник
Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»

Мини-музей в ДОУ

Музейная педагогика

в образовательном процессе ДОО

В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание дошкольников. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду»

Публикация «Мини-музей в ДОУ „Здравствуй, театр“» размещена в разделах

С этой целью в нашем МДОУ организована деятельность педагогического коллектива, направленная на создание и обогащение музейной среды в МДОУ. Проект включает в себя работу таких мини-проектов как «Здравствуй, театр!», «Русская изба», «Музей моря», «Россия – Родина моя» (музей государственной символики, «Музей игрушки», «Музей спорта»

Актуальность создания мини-музеев. Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится вдали от «настоящих» музеев. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музеи спорта, кукол, театра, моря, народного быта.

Мини-музей в детском саду – это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в и создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Экспонаты для мини-музеев постоянно пополняются педагогами, детьми и родителями. Для организации мини-музеев использовались различные групповые помещения, раздевалки, коридор. В настоящее время каждый оборудованный мини-музей разработал свою экспозицию, определенное методическое обеспечение и накопительный материал по разделам (документация, описание экспонатов, исторические данные, художественное слово, образцы элементов росписи, детское прикладное творчество).

Мини-музеи в группах позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в старших группах экскурсии проводят сами дети, а в младшим обо всём рассказывают воспитатели.

Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Цели и задачи.

Формирование познавательных интересов дошкольников.

Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра.

Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада.

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок. Приобщение к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

В основу решения этих задач положены

следующие принципы.

Принцип опоры на интересы ребёнка.

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Проект долгосрочный (один год)

Жанр.

Мини-музей выставка (театр).

Расположение.

Первый этаж, помещение перед входом в спортивный зал

Направление.

Художественно-эстетическое, познавательное

Содержание и экспонаты.

Фотографии на стене с изображением различных видов театра, куклы Петрушки, Московского Театра кукол им. Сергея Образцова.

На полках – куклы разных видов театра, различающиеся по типу управления:

пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, куклы на ложках, куклы-марионетки.

На полках и столе – фигурки плоскостного настольного театра «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль» и др.

На столе – авторская многофункциональная ширма для показа театра картинок (русские народные сказки, теневого театра и театра би-ба-бо.

На диване – театр мягкой игрушки и театр подушек.

Литературная зона: подбор художественной литературы, методическая подборка для воспитателей.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители музея всегда просят разрешения поучаствовать в импровизируемом представлении и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движениям игрушек.

Содержание и формы работы в мини-музее «Здравствуй, театр!»

Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.

Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения).

Обеспечение сохранности музейных предметов.

Составление перспективных и календарных планов работы музея.

Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.

Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.

Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми подготовительной группы.

Выступления перед детьми других групп и гостями музея.

Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.

Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.

Экскурсии для родителей.

Этапы реализации проекта

Установочный этап (анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах, изучение практики организации мини-музеев в ДОО, анализ используемых в практике методов воспитания и образования и др.)

Основной этап (планирование работы, осуществление организационной и педагогической деятельности, проведение мероприятий)

Обобщающий этап (обобщение результатов реализации цели и задач проекта)

Перспектива развития мини-музея

«Здравствуй, театр!»

Подбор дополнительной литературы

Пополнение экспозиции музея куклами различных видов театра

Мастер-классы для воспитателей и родителей

Индивидуальная работа с детьми по изготовлению простейших кукол

Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Внедрение проекта в систему дошкольного образования

• проект «Мини-музей «Здравствуй, театр» в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Источники литерат

Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»

ры

Абрамова Р. М. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ. Управление ДОУ. 2005. №4

Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. Дошкольное воспитание. 2003 №5

Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские (под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной) М. :ТЦ Сфера, 2011

Якубенко Л. Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. №7

План работы мини-музея

«Здравствуй, театр!»

№ Месяц Содержание работы Ответственный

1 Сентябрь Составление плана и создание условий для реализации проекта мини-музея «Здравствуй, театр!» Заведующий

Музыкальный

руководитель

2 Октябрь Анкетирование родителей «Музеи в жизни нашей семьи»

Консультация для родителей «Играем вместе»

Подготовка воспитателей к проведению экскурсий и занятий в музее «Здравствуй, театр!»

Настольный театр «Репка»

Театр би-ба-бо «Гости ходят в огород»

Театр пальчиковый «Теремок»

С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Как Колобок друзей собрал» Воспитатели групп

Руководитель музея –

музыкальный руководитель

Воспитатели

3 Ноябрь Экскурсии в музее «Здравствуй, театр!»

Знакомство с содержанием музея, фотографиями на стенах, экспонатами

С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Три поросёнка»

Этюды с куклами различных видов театра Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

4 Декабрь Размещение информации о работе музея на сайте детского сада

Театр би-ба-бо «Теремок». Выступление детей старших групп перед малышами

Театр мягкой игрушки «Подарок для Деда Мороза» Заместитель зав. по УВР

Воспитатели

Музыкальный руководитель

5 Январь Петрушка в гостях у детей

Пальчиковый театр «Сочини сказку» Воспитатели групп

6 Февраль Изготовление театра картинок по мотивам русских народных сказок

«Ждём вас в гости, малыши» - дети подготовительной группы рассказывают русские народные сказки по картинкам театра Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

7 Март Создание фотоальбома с изображением различных видов театра, кукол, фрагментов постановок с их использованием.

«Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!» - игра с куклами на ложках, чтение стихотворений, исполнение знакомых песен Зам. зав по ВР

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

8 Апрель Привлечение родителей к посещению музея.

Совместные экскурсии с детьми по темам

«Что такое МУЗЕЙ»

«Здравствуй, театр!»

«Театральные куклы» Воспитатели групп по графику

9 Май Музыкальные досуги на базе музея «Здравствуй, театр!» с использованием кукол-экспонатов.

Подбор и систематизация теоретического материала, пополнение музея экспонатами Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Публикации по теме:

«Мини-музей Камня»«Мини-музей Камня» Кольский полуостров – край богатый разнообразными полезными ископаемыми и редкими минералами. Его можно считать настоящей сокровищницей.

Мини-музей «Наш солдат»Мини-музей «Наш солдат» Наша слава - это орден на груди. Наше право - быть как прежде впереди, И другого нам на свете не дано: Честь и Родина - превыше всего. (из.

Мини-музей «Час за часом»Мини-музей «Час за часом» В нашем детском сада прошел конкурс создания мини музея. Я долго думала над темой и вспомнила, что в моей семье у моего дяде были наградные.

Мини-музей «Динозавры»Мини-музей «Динозавры» Дошкольники – прирождённые информации, чтобы удовлетворить любознательность по теме доисторических обитателей планеты. Актуальность: Дошкольники.

Мини-музей «Космонавтика»Мини-музей «Космонавтика» В честь "Дня Космонавтики" был разработан перспективный план работы с детьми подготовительной группы. В перспективный план входили следующие.

Мини-музей «Кузькин Дом»Мини-музей «Кузькин Дом» Пояснительная записка «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький Наша жизнь стремительно.

Мини-музей «Мультяшки» и мини-музей «Мир насекомых»Мини-музей «Мультяшки» и мини-музей «Мир насекомых» Экологическое воспитание начинается со знакомством ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Экологическое воспитания.

Мини-музей «Мы помним…»Мини-музей «Мы помним…» 9 Мая – День Победы, самый светлый и самый святой праздник. Всё дальше от нас это событие, всё меньше людей, которые прошли эту страшную.

Мини-музей часов «Тик Так»Мини-музей часов «Тик Так» Мы идём, тик-так, идём Стрелки крутим день за днём, Чтобы вы не опоздали, Чтобы раньше всех вставали! Прозвоним мы в нужный час - Позовём.

Мини-музей в младшей группе «Театр сказок»Мини-музей в младшей группе «Театр сказок» В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих родителей дать детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 18:01
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД