Получи документы

Мини-музей в ДОУ

наталья голубева
Мини-музей в ДОУ

партнеров Особое окружающим место, в художественно – эстетическом воспитании ДОУ отводится музею. Музейная педагогика является одной из инновационных технологий художественно-эстетического воспитания детей, способствующей приобщению к искусству. Сегодня создаются специальные музейные программы для дошкольников, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Э. Э. Баранникова, Н. Б. Кутьина, С. Н. Николаева, Л. В. Пантелеева, Н. А. способ Рыжова убеждения и др.).

Публикация «Мини-музей в ДОУ» размещена в разделах

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музеи имеются практически во всех городах, населенных пунктах и в селах. Конечно же, они различаются своей направленностью и своим масштабом. Однако не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому большую популярность приобретает новое направление музейной педагогики мини-музеи. В детских садах создаются собственные мини-музеи, являющиеся неотъемлемой частью развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев;

решении Мини-музей рождается – интерактивное пространство для педагогов, детей и родителей, позволяющее объединить усилия взрослых для создания условий развития личности дошкольника. Важная собственность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. видеть Дошкольники полученные чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, научить ребята видетьм из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять мини-музеи своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музеи ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. игровые Причем установления не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. При создании мини-музея сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Практическая деятельность детей в мини-музее включает собственную деятельность детей, т. е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок детей. Особую ценность в мини-музеях имеют коллекции, собранные и оформленные руками детей и их родителей в процессе совместной деятельности. Взаимодействуя с «экспонатами потребность» мини-музея, ребенок решении вступает населенных в некий «диалог» с предложения музейной вещью, что позволяет развития обратить рассматривают внимание дошкольника занятия на обычные предметы, средств которые окружающим могут дать описании интересную информацию, например, в разнообразные мини-музее детских посуды старинный дидактические бабушкин самовар и интереснейших чайник поэтому могут многое о готовности себе «рассказать». Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея (т. е. являются творческой своего рода подготовкой к посещению «настоящего музея»).

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в мини-музеи эффективны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие. Например, при знакомстве с самоваром, инсценировать путешествие в город Тулу, организовать костюмированные «посиделки» с традиционным русским чаепитием и др.

Содержание организованных мини-музеев открывает ребенку разные способы творчества (замещение, изменение, изготовление и т. д., развивает самостоятельную деятельность, побуждает к стремлению создавать свое авторское, оригинальное, новое.

На наш взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Нам очень понравилось это направление. Поэтому мы решили создавать в своей группе различные мини-музеи : в младшей группе у нас был мини-музей «Курочка ряба»; в средней группе «Сивка-бурка»"; в старшей группе «Музей Часов» - мы его создали с целью научить детей ориентироваться во времени и показать разнообразие часов (видов, форм, моделей). В подготовительной группе мы создали вместе с детьми и их родителями «Музей Космоса», цель которого познакомить детей не только с окружающим миром природы, но и неизведанным миром Вселенной.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников мы учитывали следующие принципы.

• Наглядность.

• Доступность.

• Динамичность.

• Содержательность (стараемся чтобы материал имел образовательно-воспитательное значение для детей, вызывал в детях любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

• выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Литература:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

Публикации по теме:

Мини-музей камняМини-музей камня Цель: Развивать у детей познавательные интересы, систематизировать и обобщить знания детей о камнях и минералах, продолжать углублять знания.

Мини-музей «Цветок»Мини-музей «Цветок» С недавних пор в детском саду существует практика создания мини - музея. И наш детский сад не исключение. Здесь, на мааме, я увидела много.

Мини-музей «Космос».Мини-музей «Космос». Мини-музей "Космос". Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б". Цель: создать условия для развития познавательной активности.

Мини-музей «Магнитик»Мини-музей «Магнитик» Паспортные данные: Наименование мини-музея - «Магнитик». Профиль мини-музея - познавательный. Актуальность. Основной целью создание в группе.

Мини-музей о молокеМини-музей о молоке В нашей группе прошёл проект «Молоко и молочные продукты». Итогом проекта стало создание мини-музея о молоке. Цель: обогащение предметно.

Мини-музей шоколадаМини-музей шоколада Создание мини музея "В царстве шоколада" в старшей группе. В рамках проекта "Сладкая сказка" я подготовила и организовала в своей группе.

Мини-музей «Транспорт»Мини-музей «Транспорт» В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению с родным городом. В каждой группе создан мини-музей. Это и природа нашего края,и деревянная.

Наш мини-музейНаш мини-музей Сегодня в рамках тематической недели к празднованию Дня Защитника Отечества в средних группах было проведено открытое занятие с показом.

Мини-музей «Ракушки»Мини-музей «Ракушки» Мини-музей "Ракушки" Совместно с родителями в нашей группе был создан мини – музей «Ракушки». Дети и родители с удовольствием делились своими.

Мини-музей гномиковМини-музей гномиков Паспорт мини-музеяНазвание: мини-музей гномиков Творческое название: «Галерея гномиков» Руководитель: Шолохова Наталья Владимировна. Совет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей в ДОУ
Опубликовано: 29 мая 2023 в 10:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД