Лучший педагог года

Мини-музей в чемодане «История башмачка» для детей старшего дошкольного возраста

Мария Ревенко
Мини-музей в чемодане «История башмачка» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность:

Мы живем во время высоких технологий. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Разнообразие обуви позволяет заинтересовать детей идеей коллекционирования, использовать их в разных играх.

Публикация «Мини-музей в чемодане „История башмачка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и их открытий. Если родители и воспитатели поддерживают интересы ребенка, направляют его познавательную деятельность, то формируются важные черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане». «Музей в чемодане» - это эффективная форма работы по воспитанию у детей познавательного интереса. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.

Цель мини-музея:

Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира (об обуви) и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов и родителей.

2. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать речь и мелкую моторику рук.

3. Познакомить детей с историей возникновения различных видов обуви.

4. Обогатить представления о роли обуви в жизни человека.

5. Развивать интерес к коллекционированию.

6. Вовлекать родителей к активному сотрудничеству.

7. Формировать представление о музее, воспитывать культуру поведения в музее.

Ожидаемые результаты:

* Расширение познавательного интереса и знаний об обуви.

* Обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада.

* Возможность пополнения музея новыми экспонатами.

* Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников процесса.

Этапы создания исторического мини-музея «История башмачка»:

1. Подготовительный этап.

Главные задачи подготовительного этапа - выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями, определение путей создания системы мини-музея, подготовка к участию в проекте детей и родителей.

Тема нашего музея определялась совместно с детьми.

После определения тематики мини-музея мы обсудили с детьми и родителями варианты сбора экспонатов. Был составлен перечень предметов, которые составят основу коллекции. Параллельно подбиралась литература, иллюстрации по теме.

Совместно с детьми было решено расположить мини-музей в групповой комнате, что позволило пополнять коллекцию музея постепенно.

На данном этапе проводилась следующая работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция, музей, какими бывают музеи, просмотр видеоматериалов.

2. Основной этап.

Главная задача данного этапа - совместная (педагог, дети, родители) реализация идей первого этапа.

На протяжении недели дети с родителями собирали экспонаты для музея, готовили интересную информацию о них.

Ребята, совместно с воспитателем, оформляли мини-музей. Наиболее оптимальным вариантом размещения экспонатов явился старинный чемодан.

3. Заключительный этап.

Музей работал в течении одной недели, за это время в нем побывали дети старшей и подготовительной групп. Всем были проведены экскурсии, дети самостоятельно пользовались планшетами для считывания QR-кодов с историями об обуви и изображениями. Музей был представлен родителям, фотоотчет выложен в соцсетях группы.

Описание мини-музея:

В нашем музее для детей были представлены различные виды обуви разных времен и народов в чемодане. К музею приложена наглядно-дидактическая папка с изображениями людей в разное время в обуви того времени.

Примерная структура занятия:

Давным-давно, ребята, жили на свете первобытные люди и ходили они по земле босиком. И вот однажды человек понял, что передвигаться босиком ему неудобно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, приходилось ему ходить и по острым камням, и по мокрой траве, и по горячему песку, и по ледяному снегу. Поэтому человек решил свои ноги защитить. А какие материалы могли использовать древние люди для изготовления такой защиты? (Ответы детей). Да, скорее всего началось всё с куска дерева, травы, полосок кожи или плоских кусочков коры. Обувь — неотъемлемая деталь одежды. Она способна защитить нас от жары и холода, от всевозможных повреждений и опасностей. Помимо защитной, ей присущи такие функции, как практическая, удобная для разной работы, и эстетическая, т. е. для красоты. По назначению обувь делится на бытовую и специальную, которая в свою очередь подразделяется на производственную, спортивную, медицинскую. Существует огромное количество видов обуви, среди которых: сапоги, сапожки, ботинки, полусапожки, полуботинки, туфли, сандалии и т. д., Современная обувь в большинстве своем выполняет практическую и эстетическую функции.

1. Лапти:

Лапти были обувью бедных жителей. В них ходили деревенские жители на Руси. Лапти представляет собой древнейший вариант обувки. На Руси обувка пользовалась большой популярностью.  Поэтому лапти имели разные фасоны и варианты сплетения. Простейшие варианты изготавливали из коры лиственных деревьев как липа, вяз, береза, дуб и ракит. Лапти имели разное название в зависимости от материала, который был использован. Высокой прочностью обладали лыковые. Кроме сырья они различались по количеству использованных лыковых полосок. Количество полосок могло доходить до 12. Для красоты и тепла применялись пеньковые веревки и колкости.

С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на мультфильм «Волшебные лапти».

2. Сандалии

Чуть позже человек додумался до сандалий (кора сандалового дерева). Известно, что открытые сандалии появились в Египте, Риме и Древней Греции. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Постепенно сандалии усовершенствовались, для удобства ношения, появлялись на них ремешки, а позже и украшения. Стали изготавливать как открытую, так и закрытую обувь. А еще позже появилась обувь для правой и левой ноги. Но она продолжала оставаться роскошью, была доступна только богатым гражданам. Поэтому многие люди продолжали ходить босиком.

С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на историю о том, как сейчас производят сандалии для детей.

3. Туфли

Шли времена и обувь совершенствовалась. Появились ремешки и подошва.  Обувь стали изготавливать из более тонкой кожи, различных тканей, с украшениями в виде бантов и пряжек. Появились ботинки, сапоги и туфли.

А Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не женщины-модницы, а простые землепашцы, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле. Владельцам такой обуви не была страшна никакая грязь. Сегодня же туфли с каблуком являются обязательной частью любого гардероба.  

С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на игру, в которой детям предлагается создать свои туфли.

4. Валенки

Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

А из чего делали валенки? (ответы детей). Валенки – от слова «валять». Валенки изготавливались (валялись) из овечьей шерсти, процесс этот довольно трудоемкий, да и овцы были не у всех. Раньше на Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой.

С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на советский мультфильм «Валенок».

5. Ботинки и сапоги

Предназначение первых ботинок и сапог было продиктовано погодными условиями того или иного континента. В холодных странах древние люди укутывались в звериные шкуры, а ноги обматывали кожей животных от холода, а в жарких странах следовало защищать стопы от жаркого песка и ожогов. Сапоги и ботинки делали и кожи животных. Когда появились обувные мастера, их называли сапожниками, наряду с повседневными, черными сапогами, появились нарядные модели, которые были голубого, зеленого цвета. Технология их изготовления была следующей: брали козью кожу, помещали ее отмокать на 2 недели в раствор извести, а затем полировкой камнем доводили ее до приобретения блеска. После чего окрашивали ее в различные цвета и наносили узор. Так кожа становилась украшенной различными узорами.

Сейчас мы с вами все наем и любим сапоги и резины – то есть, резиновые сапоги.

 С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на мультфильм про сапожника.

Вывод: «Музей в чемодане» играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше.  

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Сказки Ситцевой Страны для детей старшего дошкольного возраста. История 4. Практиканты (часть 1)Сказки Ситцевой Страны для детей старшего дошкольного возраста. История 4. Практиканты (часть 1) Эту историю попросили меня написать мои коллеги, когда у нас возникла необходимость рассказать детям о безопасном поведении в природе. В.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Музей часов в ДОУ для детей старшего дошкольного возрастаМузей часов в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста Образовательная среда в подготовительной группе должна быть насыщенной, интересной. Она должна способствовать и стимулировать развитие детей.

Мини-музей «История елочной игрушки»Мини-музей «История елочной игрушки» Мини-музей «История елочной игрушки». Создание мини-музеев в нашем детском саду очень актуально. Это связано с тем, что многие наши родители.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти»Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» 2020 год Указом Президента Российской Федерации обозначен.

Проект «История моей улицы» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «История моей улицы» для детей старшего дошкольного возраста Л. Рыбакова Проект «История моей улицы» для детей старшего дошкольного возраста Соавторы проекта: И. В. Минчукова, Т. Д. Шевченко, Л. В. Ненахова,.

Рассказ для детей старшего дошкольного возраста «История черной кошки»Рассказ для детей старшего дошкольного возраста «История черной кошки» 1 марта отмечали мы в группе, как всегда, Международный день кошек. Каждый из ребят тогда с большим воодушевлением рассказал о своем домашнем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей в чемодане «История башмачка» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июля 2022 в 12:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей в чемодане «История башмачка» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ревенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД