Папки-передвижки

Проект «Мини-музей «Русская изба» (6 фото)

Анна Горшкова
Проект «Мини-музей «Русская изба»

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

Мини-музей «Русская изба» в дошкольных группах был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников МБОУ «СШ №23».

Проблемы, которые решает музейная педагогика

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Актуальность

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В нашем городе существует только один историко-краеведческий музей и ориентирован он в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в дошкольных группах т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп средств музееведения и музейной педагогики, создание в дошкольных группах музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в дошкольных группах занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

Цель:

Средствами мини - музея реализуется осуществление основных принципов. Заложить основы духовно – нравственной личности с активной личностной позицией и творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;

2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада в Ульяновской области;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к малой Родине на основе изучения русских народных традиций Ульяновской области;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Приобщить дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа Ульяновской области;

8. Средствами нравственно – патриотического воспитания развивать интеллектуальные способности детей интеллектуальные и творческие способности.

Этапы реализации проекта

Долгосрочный

Результаты проекта

У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.

Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж дошкольных групп в среде родителей. Мини - музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды наших дошкольных групп.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь;

- изделия народных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымковская роспись и т. д. ;

- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

- лоскутные одеяла, наволочки (вязанные и вышитые гладью);

- русские народные инструменты.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.

Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея русского быта является : проведение тематической НОД для дошкольников; посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБОУ «СШ №23»; организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др. ;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие; организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея русского быта :

- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки, ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «Святки» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная»

3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

Тематический план

Дети от 3-4 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь Что такое музей? 15 мин Воспитатель группы

2 октябрь Добрая изба 15 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Печка – хозяйка. 15 мин Воспитатель группы

4 декабрь Хозяйкины помощники 15 мин Воспитатель группы

5 январь К нам гости пришли 15 мин Воспитатель группы

6 февраль Кот Пушок на печурке греется 15 мин Воспитатель группы

7 март Куклы в народном сарафане 15 мин Воспитатель группы

8 апрель Волшебная прялица 15 мин Воспитатель группы

9 май Как у наших у ворот 15 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Дети от 4-5 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь В гостях у хозяюшки 20 мин Воспитатель группы

2 октябрь Мир старинных вещей 20 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) 20 мин Воспитатель группы

4 декабрь Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) 20 мин Воспитатель группы

5 январь Как ходила коляда 20 мин Воспитатель группы

6 февраль Посудочка хороша! (мир народной посуды) 20 мин Воспитатель группы

7 март Куклы в народных костюмах (Московская) 20 мин Воспитатель группы

8 апрель Сороки (Герасим Грачевник) 20 мин Воспитатель группы

9 май От лучинки до электричества 25 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Дети от 5-7 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь Милости просим в нашу избу 25 мин Воспитатель группы

2 октябрь Скоро девочки Покров 25 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Печь – как мать родная 25 мин Воспитатель группы

4 декабрь Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) 25 мин Воспитатель группы

5 январь Рождество Христово 25 мин Воспитатель группы

6 февраль Бабушкин сундук. 25 мин Воспитатель группы

7 март Как рубашка в поле выросла 25 мин Воспитатель группы

8 апрель Русь нарядная (куклы в народных сарафанах) 25 мин Воспитатель группы

9 май От лучинки до электричества. 25 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Сотрудничество с семьей по проекту «Музей и дети»

№ п/п Тема Цель Методические приемы

1 Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка» Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи. Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»

Русская народная игрушка «матрешка»

2 Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

3 Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник» Вовлечь родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке. Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

4 Совместные вечера-развлечений Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности. Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей

Результаты моей работы считаю:

Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.

Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.

Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.

Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Проект «Мини-музей «Русская изба»
Фото «Русская изба»
Проект «Мини-музей - фото
Фото №1 Пояснительная записка Этнография от греческого слова этнос древний наука изучающая обычаи традиции определенного народа Фото №2 В настоящее время под этносом понимается исторически сложившаяся этническая общность племя народность нация Фото №3 Этнография позволяет увидеть истоки различных верований обычаев и обрядов проследить их развитие

Прикреплённые файлы:

mini-muzei_3e3t9.pptx | 3530,27 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Фото-отчёт. Наш мини - музей «Русская изба».Представляю вашему вниманию фото-отчёт мини-музея «Русская изба», созданного в нашей подготовительной.

Использование условий мини-музея «Русская изба»Использование условий мини-музея «Русская изба» Вашему вниманию предлагается серия фотографий с использованием условий мини-музея "Русская изба", оформленная в детском учреждении в 2016.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее детского сада «Русская изба» с детьми старшего дошкольного Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее детского сада «Русская изба» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД в мини-музее «Русская изба» в подготовительной группе Конспект НОД в мини-музее "Русская изба"(подготовительная группа) Подготовила : Дорофеева Т. А. воспитатель 1к. к. Цель: Знакомство с предметами.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Мини-музей «Русская изба» Мини -музей «Русская изба» Выполнила воспитатель Леднева Инна Петровна Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Проект в средней группе «Мини-музей «Русская березка»Проект в средней группе «Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей "Русская березка". Цель данного проекта: -Формирование у дошкольников представлений.

«Традиции села Стрелецкое Белгородского района на пасхальной неделе». Сценарий досуга в мини-музее «Русская изба» Цель: познакомить детей с историей и традициями Пасхальной недели в селе Стрелецкое Белгородского района. Задачи: - развивать интерес к.

Создание мини-музея «Русская изба» в детском садуСоздание мини-музея «Русская изба» в детском саду «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец. И был абсолютно прав. Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Мини-музей «Русская изба» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Горшкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 7 июля 2019 в 13:19
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД