Получи документы

Мини-музей «Культура и быт народов России» (2 фото)

Елена Новикова
Мини-музей «Культура и быт народов России»

Подготовила Методист МАДОУ «Црр-детский сад №46»

Новикова Елена Николаевна

Мини-музей "Культура и быт народов России"

В рамках организации и проведения Фестиваля «Дружбы народов» был организован мини-музей "Культура и быт народов России" при помощи родителей и педагогов ДОУ для детей с 5-7 лет, музей пополнялся и функционировал на протяжении февраля месяца.

Публикация «Мини-музей „Культура и быт народов России“» размещена в разделах

Аннотация. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в

развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые

качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей,

происходит накопление ребенком знаний и социокультурного опыта. Сейчас в стране очевидным является не только экономический кризис, но и кризис

воспитания подрастающего поколения. Дети в нашей повседневной жизни

окружены современными ритмами и искаженными реалиями компьютерной жизни; нарушились этические нормы и правила поведения в обществе, забываются родные корни, исторические события, дружеское отношение и толерантность к народам соседствующими с нами.

Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, сформировать нравственные устои и патриотические настроения, в противном случае, уход от своих исторических корней ведет к без духовности народа.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный

характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, в детском саду и дома.

Дети в настоящее время недостаточно получают информацию о культуре и

традициях народов, живущих в России, поэтому, мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам многонациональной культуры в нашем ДОО, использовали разные формы работы с детьми и родителями. Например, ежегодной традицией стало проведение Фестиваля «Дружбы народов России» для детей 5-7 лет, в этом направлении велась работа по взаимодействию ДОУ с родителями. На данный момент, работу по приобщению старших дошкольников к истокам дружбы национальностей, проживающих в России мы организуем по средствам мини – музея.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а в нашем совместном «детище» он — соавтор, обычно в музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!

В детском саду так устроен музей, что его можно посещать каждый день, самому менять экспозиции. Причем не только сам ребёнок является активным деятелем-создателем музея, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей —стал результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Сущность создания мини – музея состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно – развивающей среды ДОУ, обогащении воспитательно – образовательного пространства новыми формами.

Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей (подбор экспонатов, материалов для изготовления игр и атрибутов идр.).

Практическая значимость создания мини – музея заключается в возможности

применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Работа в мини – музее увлекает детей, стимулирует их творческую активность, развивает познавательные интересы.

Как показывает практика, в мини - музее каждый ребенок имеет возможность

познакомиться с экспонатами, взять их в руки, рассмотреть, понять, как и из чего они сделаны, и попробовать их в действии, задать вопрос педагогу (к тому же, любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора). Полный цикл познания предмета культуры помогает развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. НОД- встречи в музее включат в себя знакомство: с различными народными играми, сказками, музыкой, потешками, предметами ремесла и быта, а также национальной посуды и костюма и другими формами народного творчества, а это значит, что музейные занятия будут способствовать обогащению словарного запаса воспитанников, развитию чувства юмора, способности самовыражения, созданию доброжелательной атмосферы и охотному посещению мероприятий в музее.

Цель: приобщение старших дошкольников к истокам русской народной

культуры посредством организации мини – музея в нашем ДОО;

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование и систематизация знаний у детей о быте, народных традициях, фольклоре и народных промыслах народов, проживающих на территории России;

2. Обогащение и активизация словаря через использование разных форм

народного фольклора разных национальностей;

Развивающие:

1. Развитие внимания, памяти, воображения, монологической речи и

коммуникативных умений;

2. Развитие интереса к художественному творчеству;

3. Развитие личностных качеств: доброта, милосердие, умение сопереживать,

помогать, защищать и т. п.

Воспитательные:

1. Воспитание уважения к обычаям и традициям старины через бережное

отношение к старинным вещам, предметам народных промыслов;

2. Формирование интереса к культуре современного искусства дружбы народов, желания узнавать новое об истории своего народа.

Принципы организации мини-музея в ДОО :

Основные принципы организации мини-музея самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу:

Принцип интеграции, способствующий реализации интегрированного

подхода в обучении. Содержание мини-музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п. ;

Принцип ведущей деятельности, дающий возможность реализовать разные

виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети

могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами,

создавать экспонаты непосредственно в мини-музее;

Принцип природосообразности, учитывающий при организации мини-музея психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и

создающий условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

Принцип культуросообразности, способствующий приобщению

дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры;

Принципы динамичности и вариативности, позволяющие постоянное

обновление и дополнение экспозиции музея, исходя из намеченной тематики.

Экспонаты музея мобильны, т. е. в рамках музейной работы будут проводиться мероприятия в групповых помещениях, в музыкальном зале, на улице;

Принцип учета регионального компонента, отражающий с помощью

экспонатов историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира;

Принцип непрерывности, позволяющий считать мини-музей частью

образовательного пространства детского сада (тематика встреч связана с

системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность

ребенка в нём отражает тематику НОД, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.).

Профиль мини – музея : познавательно – творческий.

Участники: воспитанники старших и подготовительных групп и их родители,

воспитатели групп;

Виды деятельности: экспозиционная, познавательная, художественно –

творческая, игровая;

Формы работы:

организация экскурсий – встреч;

тематические мини - посиделки (связанные с календарными праздниками,

обрядами и традициями русского народа)

викторины

конкурсы загадок

путешествия в прошлое вещей и предметов

мастер – классы.

Сроки работы мини – музея : январь-февраль 2022

Этапы:

Подготовительный: январь (изучение методической и научной

литературы, анализ условий, предъявляемых к организации мини – музеев в детском саду и необходимых для результативности данной формы работы, постановка цели и задач, разработка содержания, создание предметно – пространственной среды для мини – музея);

Практический: 1-2 неделя февраля (сбор экспонатов в соответствии с темами, подбор игрового, художественного и музыкального материала, проведение мероприятий в мини – музее по плану)

Заключительный:3-4 неделя февраля (систематизация материалов по работе мини – музея, обмен опытом с другими педагогами).

Предполагаемый результат при проведении работы в мини – музее :

Повышение у детей уровня знаний о музее; формирование у них интереса к

народной культуре разных национальностей, к ее прошлому и настоящему; развитие познавательной и творческой активности;

Активное участие родителей в совместной с детьми познавательной и

творческой деятельности, проявление заинтересованности в формировании у

своих детей чувства патриотизма и любви к Родине;

Получение педагогами дополнительных знаний о культуре русского народа, овладение практическими навыками в организации работы мини – музея.

Оборудование:

-альбомы «Национальные костюмы разных народов мира» с детскими рисунками, аппликацией, раскрасками; «Наш любимый город Пермь», «Достопримечательности родного города», «Достопримечательности и культура дружественных народов : татары, киргизы, коми-пермяки, азербайджанцы, армяне и тд», «Пермский край», «Знаменитые художники, музыканты, скульпторы и тд. родного города», «Родовое древо» и тд.

-

Мини-музей «Культура и быт народов России»
Фото «Культура и быт народов России»

коллекция фарфоровых кукол ручной работы в оригинальных достоверно воссозданных национальных костюмах, разных народов России

-подбор художественно-публицистической литературы разных народов,

-куклы обереги и материал для мастера класса по их изготовлению,

-национальная посуда, утварь, предметы быта и ремесла разных народов,

-костюмы и атрибуты для детей созданные родителями,

-национальные игры и игрушки, созданные детьми

Публикации по теме:

Сценарий закрытия Года культурного наследия народов РоссииСценарий закрытия Года культурного наследия народов России Сценарий праздника, посвященного закрытию Года культурного наследия народов России «Достояние нашей земли». Дети входят под музыку.

Фотоотчёт «Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока»Фотоотчёт «Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока» .

Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ»Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ» Посетить этнографический музей, что находится на Верхней Березовке в Улан-Удэ, я хотела со своей дочерью. Ведь современная молодежь музеи.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана»Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана» Тема: «Культура и традиция народов Дагестана» Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.

Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России» Цель: дать представление детям о богатстве народов России как о совокупности национальных блюд, костюмов, устного народного творчества.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Мастер-класс для педагогов «Игры народов России»Мастер-класс для педагогов «Игры народов России» Мастер-класс для педагогов "Игры народов России" 1. Бурятская игра: «Иголка, нитка, узелок»(Хурэг адуун) Играющие становятся в круг, берясь.

Мини-музей «Народные промыслы России»Мини-музей «Народные промыслы России» Мини-музей "Народные промыслы России" Цареградская Анна Сергеевна. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала.

Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка» Проект в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка».Мы с детьми продолжаем нашу серию проектов «Народная культура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Культура и быт народов России»
Опубликовано: 2 марта 2023 в 09:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД