Папки-передвижки

Методы и приёмы работы со сказками

Светлана Левская
Методы и приёмы работы со сказками

Сказка занимает особое место в жизни ребёнка. С самого раннего возраста мы знакомим его с миром сказок и волшебства. Не зря ученые называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Через сказку он знакомится с миром человеческих отношений и со всем миром в целом. Сказки важны, потому что в культурном плане они рассказываются маленьким детям, у которых еще нет таких фильтров, которые заставили бы взрослого отвергнуть ошибочную или явно нелогичную идею. Дети «впитывают» сказки, и вместе со сказками они впитывают убеждения, ценности, «мораль» и «уроки», которые скрыты внутри сказки.

Публикация «Методы и приёмы работы со сказками» размещена в разделах

Сказка не учит ребенка напрямую, она как бы «намекает» как нужно поступить в той или иной ситуации. Ведь дети не любят наставлений. Сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ребенок учится быть добрым, честным, отважным.

При восприятии сказки у ребёнка развивается воображение, память, мышление, речь. Сказочные герои - лиса, волк, колобок разговаривают, ведут человеческий образ жизни, что способствует развитию фантазии. А фантазировать очень полезно, так как фантазия помогает развивать интеллект у детей.

Существует много методов и приемов знакомства со сказкой. Рассмотрим некоторые из них:

1. Начинать нужно всегда с чтения - рассказывания новой или уже известной детям сказки. Небольшие по объему сказки желательно рассказывать наизусть, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка на содержание сказки. Читать следует выразительно, чтобы дети слушали. Выразительность речи можно достичь интонацией голоса, мимикой, жестами. Данные приемы помогают ребенку представить образы героев ярче, красочнее.

2. Повторное чтение. Сказку, которая вызвала интерес у детей, можно повторить. Если после прочтения сказка стала понятна детям, то можно использовать следующие приемы - показ иллюстраций, картинок, элементы инсценировки. Картинки и иллюстрации должны соответствовать содержанию сказки.

3. Рассказывание. Педагог может рассказать сказку своими словами, переставлять слова, включать в рассказ объяснение. Здесь поможет зрительный контакт для эмоциональной подпитки ребенка. Главное - завлечь маленького слушателя в сюжет сказки.

4. Драматизация. Данный метод помогает привлечь ребенка к участию в инсценировке. Драматизация способствует формированию таких качеств, как смелость, уверенность, артистизм. Использование масок, костюмов, нарядов поможет детям быстрее войти в образ героев.

5. Беседа по сказке. Воспитатель к беседе должен подобрать такие вопросы, которые помогут детям проанализировать поступки героев в разных ситуациях, подвести к морали сказки, сделать выводы. Во время беседы нужно акцентировать внимание на поступки героев, на их моральные качества, на мотивы их поступков.

Также можно использовать нетрадиционные методы и приемы работы со сказкой :

1. Составление словаря по сказке. Педагог знакомит детей новыми словами из сказки, дает их лексическое значение, а затем предлагает наклеить картинку с изображением данного слова в словарь, например, слова «амбар», «короб», «сусек», «лавка» из сказки «Колобок». Словарь можно использовать при знакомстве с другими сказками.

2. Изготовление книги по сказке. Воспитатель предлагает детям создать книгу по сказке из различных материалов, в разной технике, например, нарисовать иллюстрации, сделать аппликацию по сказке. Данный метод помогает обогащению речи ребенка, развивает творческое воображение, мелкую моторику рук.

3. Назови действия героя. Дети перечисляют все возможные действия какого-либо сказочного героя. Таким образом дети учатся проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Например, сказка «Колобок» - пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель просит назвать действия героя из другой сказки, похожие на действия колобка.

4. Помоги герою из сказки. После прочтения сказки педагог предлагает детям поставить себя на место героя и спрашивает: «Как бы вы поступили в такой ситуации?», «Как можно помочь герою?».

5. Угадай сказку или героя из сказки. Воспитатель дает характеристику герою, или поет песню из сказки, а дети должны отгадать, например, «Петушок, петушок, золотой гребешок…» (Лиса из сказки «Петушок золотой гребешок») .Цель. Способствовать закреплению знаний сказок, развитию речи, памяти.

6. Поможем герою найти свою сказку. Педагог показывает сюжеты из 2-3 сказок и картинки со сказочными героями, а дети подбирают к сюжету сказки сказочного героя. Цель. Способствовать развитию памяти, мышления, внимания.

7. Покажи мимикой и жестами. Воспитатель выбирает водящего и говорит ему героя сказки. Водящий должен мимикой и жестами передать черты характера героя, а дети отгадывают, кого загадал воспитатель.

8. Правильно-неправильно. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например, стоит в поле теремок, прискакала царевна-лягушка…Внучка за кошку, кошка за мышку…

9. Хорошо или плохо? Цель. Способствовать формированию умения находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации. Например, пришел медведь-топтыш и раздавил теремок. Это хорошо или плохо? Почему? Или, рано утром встала лиса, съела курочку и говорит: «А где же моя курочка, давайте мне за неё гусочку». Хорошо ли поступила лисичка? Какая лиса?

Используя в своей деятельности разные методы и приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, а также расширить его мировоззрение, способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Публикации по теме:

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа) Для обогащения развивающей среды группы - содержимого Речевого и Театрального центров и содействия в реализации плана самообразования по.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Методы и приёмы работы со сказками (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Левская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методы и приёмы работы со сказками
Опубликовано: 29 октября 2021 в 15:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД