Получи документы

Методы и формы ознакомления детей с природой

Андреева Юлия
Методы и формы ознакомления детей с природой

Методы и формы ознакомления детей с природой.

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей научного познавания природы, убеждений и практических навыков, активной жизненной позиции в области охраны природы является объективной необходимостью. Знания о природном окружении дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм.

Публикация «Методы и формы ознакомления детей с природой» размещена в разделах

Особое значение для детей имеет непосредственное общение с природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе наблюдений рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, это приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром природы и проявлять своё отношение к нему.

Познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его чувства, отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой лежит наглядность. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, но при этом необходимо руководить познавательным процессом.

Воспитатель должен обращать внимание детей на главное в предметах, связывать с обозначающими их словами. Формирование представлений детей и обогащение словаря происходит одновременно.

Существуют разнообразные формы, методы и приёмы ознакомления детей с природой, выбор их зависит от воспитательных, образовательных задач. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач – единство воспитания и образования, наглядность и активность в познании детей и ведущая роль воспитателя.

Руководя познанием природы и приобретении детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет различные методы и приёмы.

К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Применяя тот или иной метод, воспитатель может использовать множество различных приёмов, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элемент игры, применяет пословицы и поговорки, дидактические игры. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах младшего дошкольного возраста основным методом является наблюдение. Показ картинок, дидактические игры, игрушки играют большую роль в познании детьми природы.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей среднего возраста, ознакомление их с природой нужно делать более наглядным, для уточнения и закрепления образующихся представлений, можно использовать дидактические игры с естественными предметами (листья, овощи, фрукты)

Ознакомление детей старшего возраста с природой происходит в основном путём наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда. В этом возрасте большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картин, презентаций, чтением художественной литературы.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

Занятия – это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой, на занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Для этого используются различные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, беседы.

Экскурсии – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в саду, на лугу, около водоёма. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико – они способствуют воспитанию эстетических чувств, усиливают интерес к природе.

Прогулки ежедневно используются для ознакомления с природой всех возрастных групп. Программное содержание прогулок определяется наличием различных природных явлений, на прогулках организуются игры с использованием природного материала. Во время прогулок дети участвуют в трудовых процессах – сгребают листву, поливают и пропалывают растения.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, ложный познавательный процесс, при котором формируются конкретные знания, развиваются мышление. речь, воспитывается интерес и любовь к природе, чувство прекрасного.

В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими и длительными.

В группах младшего и среднего возраста наблюдения как правило кратковременные, но часто повторяемые (наблюдения за погодой, сезонными изменениями в окружающей природе).

У детей старшего возраста длительные наблюдения занимают наибольшее место – дети следят за развитием растений из семян, сезонными изменениями в природе, за жизнью насекомых и птиц.

Наилучшим методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдений, является сравнение.

Эксперимент или опыт – это особый вид наблюдений, организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, в уголке природы имеют большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. (Замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование солнечных зайчиков)

Для фиксации наблюдений можно использовать зарисовки, лепка объектов, составление рассказов. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Труд как метод воспитательной и образовательной работы в детском саду имеет большое значение, непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними. Труд детей в природе повышает интерес к ней, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Игра – как метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим их миром.

В дидактических играх используются натуральные материалы природы. Игры используются на занятиях, экскурсиях, прогулках, они помогают детям усвоить качество предметов, уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленностиТворческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и формы ознакомления детей с природой
Опубликовано: 18 октября 2020 в 21:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и формы ознакомления детей с природой» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД