МААМ-картинки

Методики социально личностного развития дошкольника

Анна Богданова
Методики социально личностного развития дошкольника

Для социально-личностного развития детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы и приёмы :

-Наглядные: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов, показ.

-Практические: упражнение, игра, моделирование.

-Словесные: рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественных произведений, беседы.

Также можно использовать следующие формы работы:

-Игровая деятельность. Помогает детям почувствовать себя равноправными членами общества.

Публикация «Методики социально личностного развития дошкольника» размещена в разделах

-Речевая деятельность. Основным средством является общение педагога и дошкольников.

-Изобразительная деятельность. Является средством самовыражения дошкольников.

-Метод наблюдения. Дети дошкольного возраста могут обогатить социальный опыт, стимулировать развитие познавательных интересов, а также сформировать и закрепить социальные чувства.

-Проектная деятельность. Активирует самостоятельность дошкольников, обеспечивает объединение и интеграцию различных видов деятельности.

Научные основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательных ситуациях

В теории и практике дошкольного образования социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста выделяется как основная составляющая гармоничного развития ребёнка, способствующего его будущим успехам и результатам. Данный вопрос является одним из активно разрабатываемых в теории и практике дошкольного образования.

В социальной педагогике понятие «развитие» рассматривается как реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социально-личностное развитие – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей. Социализация является процессом усвоения и воспроизведения ребенком социального опыта, позволяющего активного действовать и осуществлять взаимодействие с другими членами общества.

По мнению Л. В. Трубайчук, социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста является целенаправленным процессом, в котором ребенок непрерывно и социально контролируемо входит в социум. При непосредственном участии значимого взрослого ребенку присваиваются социальные нормы и культурные ценности, на основании чего происходит самопознание и самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

Содержание, средства, методы социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях – это совокупность психолого педагогических установок, специальный подбор и компоновка ситуаций, реализуемых в последовательно изложенных операциях и процедурах в соответствии с содержанием задач данного развития и содержанием ситуаций.

Следует отметить ряд условий, способствующих решению задач социально-личностного развития :

- организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели (дети тесно взаимодействуют с педагогом, который допускает и учитывает наличие у дошкольников своих собственных суждений, предложений, несогласий);

- эмоциональная регуляция поведения соответствующего нормам морали;

- наличие коллектива единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога и др. специалистов.

Говоря об особенностях социально-личностного развития детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что возможности социально-личностного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков).

Общение ребенка все более приобретает личностные формы - ребенок активно стремится обсудить свое поведение, поступки и действия окружающих с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер - ребенок уже готов к обсуждению событий, ситуаций, которые не находятся непосредственно в его поле зрения. Причем важнейшей основой полноценного социально-личностного развития является положительное самоощущение ребенка: он должен быть уверен в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Одной из тонкостей инструментальной составляющей социально-личностного развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является использование ситуаций как формы образовательной работы.

В зависимости от использования ситуаций разных типов и видов предполагается вариативное применение отдельных методов и приёмов ( наглядных: наблюдение, рассматривание (демонстрация) картин, демонстрация мультфильмов, показ; практических: упражнение, игра, моделирование; словесных: рассказ воспитателя и рассказы самих детей, чтение художественных произведений детям, беседы; приё мы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата).

Методы социально-личностного развития детей предусматривают поэтапную работу:

- сбор информации об индивидуальных личностях особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Формы работы по социально-личностному развитию представляют игровую, трудовую, образовательную, совместную с семьей деятельность.

Каждый вид деятельности должен решать задачи социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении:

- игровая деятельность (отметим, что у детей дошкольного возраста данный вид деятельности является ведущим) помогает детям почувствовать себя равноправным членом общества, где у него появляется уверенность в собственных силах, в получении нового результата. Игровая ситуация может стать образовательной, если в процесс включен педагог и корректирует игру и её правила, направляет в ту сферу социальной жизни (игра в больнице, в магазине, на работе и т. д., которая способна воспроизвести реальные условия социума.

- в речевой деятельности основным средством является общение педагога и дошкольников. Оно выражается с помощью объяснения, одобрения, похвалы, осуждения в других видах деятельности, с которыми связана речевая деятельность, а также, не выходя за её пределы. Вокруг литературного произведения может быть организована цепочка образовательных ситуаций: побеседовать о прочитанном, инсценировать отрывки произведения, творчески пересказать произведение от лица литературного героя, послушать музыку, подобрать музыкальные отрывки к характерам различных персонажей, нарисовать эмоции, соотнести нравственную позицию героя с личным опытом ребенка, организовать различные реальные ситуаций нравственного содержания.

- изобразительная деятельность, значение которой с позиции методов и средств социально-личностного развития неоценимо, является средством самовыражения дошкольников. Она дает возможность влиться во взрослый мир с помощью детской фантазии, пожить во взрослом мире и реальной действительности через свою призму видения, познать различные сферы общества, передать красками эмоции, чувства, переживания.

- метод наблюдения в развитии детей – самый распространенный в дошкольном возрасте. Именно благодаря наблюдению дети дошкольного возраста могут обогатить социальный опыт, стимулировать развитие познавательных интересов, а также сформировать и закрепить социальные чувства. Через наблюдение знакомиться с социальными нормами, проводит их через свое сознание и закрепляет их или пренебрегает ими в дальнейшем.

- проектная деятельность, которой в последнее время многие ученые также отводят значимую роль в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста, активизирует самостоятельность дошкольников, обеспечивает объединение и интеграцию различных видов деятельности. Она имеет место как в запланированной работе педагога, когда он проектирует специальную ситуацию для дошкольников, так и спонтанно при сочетании различных видо деятельности, которые используются для социально-личностного развития.

Исходя из использования различных видов деятельности в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста, следует, что, так или иначе, в рамках образовательного процесса возникает стихийная или спланированная воспитателем специальная ситуация. Она изначально направлена на решение задач социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении, следовательно, можно выделить основное средство социально-личностного развития детей – образовательную ситуацию.

Многие учёные рассматривают ситуации как методы, приёмы, средства, способы, направленные на социально-личностное развитие детей.

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций: игровые, практические, театрализованные, проблемно-игровые, проблемные.

Также образовательные ситуации можно разделить на заранее спланированные и спонтанно возникшие.

Л. Н. Изотова предлагает использовать образовательные ситуации гуманистического выбора. В них дошкольники становятся перед выбором откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её. Поведение детей в образовательных ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.

Также она рекомендует для социально-личностного развития образовательные ситуации проблемного характера по принципу «Как быть, что делать?» Это различные ситуации, которые изначально создают затруднения для пробуждения определенных качеств детей: инициативы, самостоятельности, сообразительности, отзывчивости, готовности искать нужные решения.

Стоит отметить, что образовательные ситуации могут быть придуманы самим воспитателем или заимствованы из методической литературы, однако придумать единые образовательные ситуации невозможно, а можно лишь создать шаблон, по которому каждый педагог придумает свои, учитывая особенности каждой группы в детском саду и каждого отдельного дошкольника.

Кроме того, что образовательные ситуации в дошкольном возрасте необходимо применять с учетом периода дошкольного детства. Например, для детей четвертого года жизни использовать развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием, такие как «Наш зайчик поранил лапку», «Кукла заболела», «Найдем друга пчелке Майе», «Поможем Зайке одеться» и т. д. То есть, в этих ситуациях придется обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом будут решены следующие задачи социально-личностного развития детей : формирование умения дружить, помогать другому, устанавливать конструктивные взаимоотношения, развивать нравственные чувства и эмоции и др.

С детьми пятого года жизни можно создавать ситуации «Почемучки». Дети охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним, развивают познавательные процессы, активизируют мыслительную деятельность, в процессе чего происходит их социальное развитие.

С детьми шестого и седьмого года жизни Т. В. Делеске предлагает насыщать жизнь детей в дошкольном образовательном учреждении разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения.

Использование образовательных ситуаций, способствующих обогащению социальных представлений детей дошкольного возраста за счет ознакомления моральными нормами, нравственными качествами, которые необходимы для жизни в обществе, является формой и методом социально-личностного развития дошкольников. Продуманное и системное использование образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность и непреднамеренно совершают нравственный выбор.

Таким образом, анализ исследований показал, что в качестве научных основ социально-личностного развития детей дошкольного возраста в образовательных ситуациях можно рассматривать совокупность теоретических и методических фактов, идей, взглядов на возможности и особенности использования образовательных ситуаций в целях социального развития детей, приводящего, в конечном счете, к формированию их личности. Образовательные ситуации можно рассматривать как средство, метод и форму образовательной работы по социально-личностному развитию детей. Существую различные группировки классификации образовательных ситуаций. В дошкольной педагогике накоплен достаточный багаж образовательных ситуаций, которые можно использовать в воспитательных целях, а также широкий диапазон методов и приемов взаимодействия взрослых и детей в процессе применения этих ситуаций. Наряду с этим остаются недостаточно выясненными вопросы о дифференциации различных типов и видов образовательных ситуаций, как по возможностям их использования в разных подпериодах дошкольного детства, так и по задачам социально– личностного развития детей. Неясно соотношение объемов применения реальных и воображаемых образовательных ситуаций, их баланса в процессе социально-личностного развития. Актуальной задачей является также поиск педагогического инструментария для социально-личностного развития детей в виде как моделирования, самих образовательных ситуаций разных типов и видов, так и конструирования их шаблонов.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Социальное партнёрство в ДОУ как условие успешного развития современного дошкольникаСоциальное партнёрство в ДОУ как условие успешного развития современного дошкольника Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:

Публикация Методики социально личностного развития дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Богданова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методики социально личностного развития дошкольника
Опубликовано: 28 января 2024 в 18:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД