Папки-передвижки

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни

Березина Надежда
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни

МБДОО Кизнерский детский сад № 6 "Италмас"

Тема: "Методика руководства сюжетно- ролевой игрой детей пятого года жизни"

Выполнила: Березина Н. А.

Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности дошкольников во всех формах их развития.

Именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно – ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно– ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование– творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий. Исследователи отмечают, что в этом возрасте у детей происходят значительные изменения в познавательной деятельности. Мышление и речь развиваются и это способствует усвоению знаний и без непосредственного наблюдения за объектом. Дети начинают понимать простейшие причинно-следственные связи (значение того или иного труда для других людей и т. п.). Их представления о мире становятся более обобщенными, формируются эмоционально-нравственные оценки, под влиянием воспитания появляется стремление быть полезным для окружающих, проявлять внимание к их нуждам, дружелюбно относиться к сверстникам. Дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности: интонацией, мимикой, жестами, позой, походкой; понимают и могут передать чувство радости, огорчения, юмор.

Публикация «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни» размещена в разделах

Дети пятого года жизни хорошо владеют предметными способами игры, передавая взятую в игре роль, используют разнообразные средства выразительности: характерные движения, мимику, жесты, интонацию. Вступают в ролевое взаимодействие не только на короткое время, но и на более длительное. В играх часто завязывается содержательная ролевая беседа. Эти качественные изменения игровой деятельности свидетельствуют о развитии сюжетно-ролевой игры.

Совместная сюжетно-ролевая игра, становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре, основным содержанием которой является творческое воспроизведение (моделирование) взаимодействий и взаимоотношений людей, создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений детей. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры.

В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Рассмотрим несколько из них:

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая(8, 34). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого (оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием) и косвенного (опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей) руководства игрой.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной(10,5, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

1. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий. На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком; на этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия; на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры; и для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

Новый подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:

1. Двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;

2. Позиция взрослого как партнера по игре.

Исследования Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой показали, что игра воспитателя с каждым ребенком и с подгруппами детей пятого года жизни, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дошкольники свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов и формирует дружеские взаимоотношения детей.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова,разработали методику руководства сюжетно-ролевой игрой. Метод обучения детей игре заключается в руководстве игрой как процессе постепенной передачи ребенку усложняющихся способов построения игры:

1. Обучение предметно - игровым действиям, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие и используют соответствующие предметы и игрушки.

2. Обучение ролевому поведению, с помощью которого ребенок имитирует характерное для персонажа поведение, использует речь и его действия.

3. Обучение детей сюжето - сложению, т. е. как придумывать сюжет, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Данные технологии делают акцент на формировании исполнительной, а не смысловой части деятельности. Принципиальные положения данной технологии в том, что взрослый является носителем формирующего способа действия, т. е. передается ребенку в готовом виде.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковавыделяют задачи и методику руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе :Задачи

1. Обогащение содержания игр.

2. Формирование умений организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры.

3. поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Методика руководства :

Косвенные приемы руководства : обогащение знаний детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто возникает одновременно несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для 1-2 игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.

Воспитатель использует разнообразные приемы формирования у детей умений организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. Возможны короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней. Воспитатель помогает распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.

Н. Я. Михайленко предлагает выделять 3 типа отношений между людьми:

1 тип - роли связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (врач - больной);

2 тип - отношения управления - подчинения (врач - медсестра, милиционер - шофер);

3 тип - отношения взаимопомощи (шофер помогает другому шоферу, врач советуется с другим врачом).

Детям 5 года жизни можно помочь в объединении 2-х и более играющих групп для общей игры. Н. Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым для детей и успешность формирующих воздействий.

Воспитатель может участвовать в игре в той или иной роли, но он берет на себя не основную, а второстепенную роль, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений: сломалась машина – дети заняты починкой, чем игрой в путешествие. Воспитатель берет роль механика, исправляет повреждение – игра продолжается.

При совместной игре воспитатель соблюдает 2 условия:

1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соотнесения числа персонажей (ролей) кол-ву участников игры, т. е. персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым. При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н. Я. Михайленко).

Исследователи Е. Н. Зворыгина, Н. Ф. Комарова отмечают, что в данном возрасте дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила(16, 28). Они разработали методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой, и выделяют четыре группы задач:

1. Задачи- направленные на развитие сюжета игры.

1. Задачи- направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).

3. Задачи-на формирования взаимоотношений.

4. Задачи- на формирования самостоятельности и творчества.

Эти задачи решаются четырьмя компонентами комплексного руководства(17, 36) :

1 компонент - Ознакомление с окружающим. Авторы считают, что на пятом году жизни особое место приобретает первый компонент данного подхода – ознакомление с окружающим в активной деятельности. Дети, активно вступающие в контакт с окружающими их взрослыми и сверстниками, на личном опыте убеждаются в необходимости усваивать определенные нормы общения и взаимодействия, учатся быть внимательными к другим, пытаются учитывать их характер и настроение. Им интересны люди разных профессий, их поведение в самых необычных критических ситуациях, когда характер человека, его отношение к делу, к людям выступает наиболее выпукло и ярко.

2 компонент - Обогащение игрового опыта. В совершенствовании игрового опыта помогают обучающие игры – следующий компонент комплексного метода. У детей среднего дошкольного возраста опыт достаточно богат, поэтому роль обучающих игр несколько снижается. Их проводят как фронтально, так и индивидуально. Такие игры помогают совершенствовать ролевые способы поведения, к которым дети приобщались уже на четвертом году жизни. Подвести детей к самостоятельному и творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации. Ситуации могут быть созданы как путем изменения игровой среды, так и путем общения с детьми по содержанию их игры.

3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды. Подлинно самостоятельная игра возникает тогда, отмечают исследователи, когда педагог усложняет предметно-игровую среду. В средней группе наряду с игрушками дети используют предметы-заместители, включают в игру воображаемые предметы, проявляя выдумку.

4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми. Дети пятого года жизни используют в своих играх разные способы: и те, которые были усвоены в предыдущих группах (игровые действия с игрушками, с предметами-заместителями, замена некоторых игровых действий словом, и новые способы (роль, обозначенная словом, ролевое взаимодействие, ролевая беседа). Воспитатель совершенствует эти способы, общаясь с детьми по ходу их игр.

Е. В. Зворыгина в своих исследованиях отмечает, что в результате использования метода комплексного руководства формированием игры к концу пятого года жизни дети овладевают богатым игровым опытом. Предпочитают играть вместе, при этом активно ставят игровые задачи друг другу, договариваются о том, как совместно их решить.

На следующем этапе воспитатель учит детей менять первоначально взятую роль в ходе развертывания игры. Взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. Вовлечение детей в игру осуществляется только по желанию детей. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, ибо в этом случае она превращается в занятие.

Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что сюжетно-ролевая игра - ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни, средство для формирования дружеских взаимоотношений детей. Ролевая игра - активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, - все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.

Я считаю, что более эффективными методами руководства сюжетно- ролевой игрой в среднем дошкольном возрасте является комплексные методы Е. Н. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой. Классификацию, которую они предложили, и берут за основание своих методов активизацию нравственного механизма, в которой решается задача формирования дружеских взаимоотношений детей.

Таким образом, в процессе сюжетно- ролевых игр у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства – коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Менджерицкая Д. В. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983.

2. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.

3. Зворыгина Е. В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993.

4. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5.

5. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Конспект комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой в младшей группе «Больница» Цель: Продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Космонавты» в младшей группе Цель: Продолжать учить детей самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 22:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей пятого года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Березина Надежда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД