Получи документы

Методика проведения НОД по грамоте

Светлана Дзагоева
Методика проведения НОД по грамоте

Методика проведения НОД по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Структура занятия по подготовке к обучению грамоте

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха – слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы, способность и их анализу и синтезу. Обучение звуковому анализу следует начинать на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.

Публикация «Методика проведения НОД по грамоте» размещена в разделах

Структура занятия по ознакомлению со звуком

1. Начало каждого занятия – сообщение темы, в ходе которой изучаемый звук выделяется на слух.

Для знакомства со звуками можно использовать:

• загадки, отгадки которых начинаются на интересующий нас звук – звук Н;

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

(Ножницы)

Возле пальмы водяной

Нам прохладно в летний зной.

(Фонтан)

• стихи с повторяющимся определенным звуком;

Рассыпались бусы…

Мы их соберем,

Нанижем на нитку

И слово найдем.

• рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука;

Рассказ «Что нарисовал Никита?»

Нам необходимо нарисовать несколько набросков, - начал Николай Николаевич. – Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита нарисует Наташу, Нина нарисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога, Нет, наоборот…. Наташа нарисует ножницы, Никита нарисует Нину, Нина нарисует незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует …. Нет, носорог, наверное, ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь, никто ничего не напутает?

2. Характеристика звука

Звук Н согласный, так как при его произношении во рту образуется преграда – воздух проходит через нос. Поэтому этот звук называется еще носовым.

Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами. Звук может быть твердым (Н) и мягким (НЬ).

После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

• Звук Н – это какой звук? (Гласный /согласный.)

• Почему? (Согласный).

• Если воздух при произношении звука проходит через нос, он какой? (Носовой.)

• Какой согласный? (Твердый/мягкий.)

3. Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов

Упражнение «Услышь – хлопни». Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание.

Слова: солнце, луна, стакан, барабан, стена, океан, тишина, окно, книга, незабудка, банка, лиса, комната, береза, нос, лес, осина.

4. Определение места звука в слове (с опорой на картинки)

Педагог показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова).

Показ проводится в следующем порядке :

• картинки на звук в начале слова (нож);

• в конце слова (барабан);

• в середине слова (тишина).

При этом, после того как детьми определено место звука в слове, картинка выставляется на доску в соответствующий ряд (верхний, средний, нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

5. При изучении согласных звуков вводится этап – формирование

понятий «твердый – мягкий»

Детям предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова – одно на твердый, другой на мягкий звук. Вопрос педагога, сопровождающий показ, нацеливает на то, чтобы дети вслушались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы звучания педагог объясняет, что один звук – твердый (нос, другой мягкий (нес, и картинки выставляются в ту или иную часть доски: на твердый звук слева, на мягкий – справа.

После окончания этого этапа работы детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

• О каком звуке мы сегодня говорили?

• Какой это звук?

• Почему его называют согласным?

• Какой это согласный? (Носовой.)

• Каким он может быть? (Твердым – мягким.)

6. Заключительный этап работы над звуком – самостоятельный подбор слов. По цепочке опрашиваются все дети. Каждый ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.

Структура занятия по ознакомлению с буквой

Педагог объясняет, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем.

В зависимости от этапа работы выполняются следующие виды работ:

1. Знакомство с буквой:

• Рассматривание;

• Сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа);

• Выделение элементов буквы;

• Прослушивание стихотворения о букве

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!

«Печатанье» буквы в воздухе.

2. «Печатанье букв», слогов, слов, предложений.

3. Составление звукобуквенных схем слов, схем предложений.

4. Работа с таблицами.

Чтение по таблицам прямых и обратных слогов проходит после знакомства с буквой и «печатания» ее. На занятиях используются две таблицы: первая – на чтение прямых и обратных слогов, вторая – на чтение слогов с твердыми и мягкими звуками. Сначала дети читают хором, затем – поочередно. В ходе систематической работы по таблицам у детей формируется навык слогового чтения, закрепляются образы букв, на практическом уровне усваивается способ обозначения мягкости на письме йотированными гласными и буквой И.

5. Заключительный этап работы над буквой:

• рисование картинок на изученный звук в начале, середине, конце слова;

• составление под картинками схемы слов, обозначить место изучаемого звука;

«напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы.

В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико – грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

6. Подведение итогов занятия

Примечание. Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов.

Последовательность работы над звуками русского языка

• знакомство со звуком – выделение его на слух;

• уточнение артикуляции звука;

• определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий);

• выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

• определение места звука в слове (с опорой на картинки);

• определение твердости – мягкости (согласных звуков с опорой на картинки);

• составление слогов, слов из заданных звуков;

• подбор слов с определенным звуком.

Последовательность работы над буквами русского языка

• рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа, выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

«печатанье» буквы в воздухе

«печатанье» в тетрадях по образцу;

• чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам;

• игры на развитие лексико – грамматического строя речи, внимания, памяти.

Последовательность работы над дифференциацией (различием) звуков русского языка

1. Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий (с – ш).

2. Дифференциация звуков:

• на слуховом уровне – выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий);

• определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.

3. Работа в тетрадях:

• запись слогов, слов на изучаемые звуки;

• составление звуковых схем слогов, слов.

4. Составление слогов, слов из заданных звуков и букв.

5. Работа по развитию лексико – грамматического строя речи на базе речевого материала занятия.

Шпаргалка для начинающих воспитателей

Обучая детей грамоте и развивая фонематический слух, следует помнить, что…

• Наша речь состоит из предложений.

• Предложение – это законченная мысль.

• Предложения состоят из слов.

• Слова состоят из звуков.

• Звук – то, слышим и произносим.

• Буква – то, что пишем и читаем.

• Звук на письме обозначается буквой.

• Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше – ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. Во время обучения дошкольников грамоте гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв – десять: - шесть – А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Е.

Я – ЙА

Ю – ЙУ

Е – ЙЭ

Е – ЙО

• в начале слова (яма, юла);

• после гласного звука (маяк, заюшка);

• после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

1. Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло (горлышо дрожит).

звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

• глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит) : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

2. Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

• согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки в процессе обучения дошкольников грамоте обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Упражнения на выделение заданного звука

1. «Услышь – хлопни» (с закрытыми глазами).

2. «Одень колечко на пирамидку».

3. «Положи шарик в ведерко (стаканчик)».

4. «Положи фасоль (горошину) в стаканчик (бутылку)» (1 вариант).

5. «Положи фасоль черного цвета, если услышал заданный звук; фасоль белого цвета, если заданного звука не услышал» (2 вариант).

6. «Положи круг красного цвета на квадратик желтого цвета, если услышал заданный звук» (1 вариант).

7. «Положи красную кнопочку мозаики на квадрат желтого цвета, если услышал заданный звук» (2 вариант).

8. «Поставь матрешку (любую мелкую игрушку, счетную палочку) на квадрат желтого цвета, если услышал заданный звук».

9. «Намотай шнурок на пальчик».

10. «Завяжи узелок на шнурке».

11. «Приколи прищепку» (на любую геометрическую фигуру).

12. «Скажи наоборот» (А, О, У – У, О, А).

13. «Скажи наоборот» (СА – АС, СО – ОС).

14. «Подбери слова» (на заданный звук).

15. «Подбери слова» (с заданным звуком в начале слова, середине, конце слова).

16. «Найди в комнате предметы» (с заданным звуком).

17. «Нарисуй картинку» (на заданный звук; звук в начале слова, середине, конце слова).

18. «Выбери самое короткое и самое длинное слово».

19. «Найди картинку» (заданным звуком).

20. «Разложи картинки» (1 ряд с заданным звуком, 2 – без него)

1 вариант.

21. «Разложи картинки (слева с заданным звуком, справа – без него)

2 вариант.

22. «Разложи картинки» ( в ряд: одну с заданным звуком, другую без него)

3 вариант.

23. «Переверни картинки» (обратной стороной с заданным звуком)

4 вариант.

24. «Составь схему» (заданного слова).

25. «Подбери слово к схеме».

Упражнения на закрепление образа буквы

1. «Сложи букву» (выкладывание букв из палочек, кнопочек мозаики, полосок бумаги, геометрических фигур, крышек из под бутылок, фасоли, гороха, макарон и др).

2. «Сложи из частей» (разрезанные буквы).

3. «Нарисуй букву» (на манной крупе).

4. «Узнай букву и обведи» (по точкам, через кальку, закрытая «заборчиком»).

5. «Узнай букву по фрагменту» (часть буквы закрыта тканью, картоном).

6. «Дорисуй букву» (вторую половину).

7. «Путаница» (наложенные буквы).

8. «Найди одинаковые буквы» (на рисунке).

9. «Найди неправильно написанные буквы».

10. «Зачеркни (обведи в круг) неправильно написанные буквы».

11. «Узнай букву» (пишется пальчиком, счетной палочкой на ладошке»

1 вариант.

12. «Узнай букву» (пишется пальчиком, счетной палочкой на спине)

2 вариант.

13. «Узнай букву на ощупь».

14. «Слепи букву» (из пластилина).

15. «Нарисуй букву» (шерстяными нитками на бархатной бумаге).

16. «Найди спрятанные буквы».

17. «Соедини букву с картинкой».

Занимательный материал

Головоломки:

Буква потерялась:. кула,. стра,. ква. иум, б. р. бан и др.

Слово рассыпалось: АРСТА (астра, АЗУБР (арбуз, ААРМ (рама, ААММ (мама) и др.

Найдите слово в слове: БРАК (рак, БУСЫ (усы, ДОБРО (бор) и др.

Волшебная цепочка: вата – ваза, ветка – сетка; сок – шок, шина - Нина, и др.

Найдите лишнее слово: круг, плуг, друг, волк, тигр грач.

Анаграммы : (новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке) :

• АТЛАС (салат, АДРЕС (среда, АРМИЯ (Мария, АВТОР (товар, отвар) и др.

• Ребусы, кроссворды, перевертыши, слоговое лото и др.

• Стихи к буквам

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

(А. Шибаев)

У – сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

(В. Степанов)

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

(Г. Ванюхина)

Кто отправился в полет,

В клюве веточку несет?

(Г. Виеру)

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем!

(Е. Тарлапан)

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!

(Е. Тарлапан)

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

(Г. Виеру)

Буква Т

Тебя укроет

От дождя,

От снега,

Зноя.

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев)

Публикации по теме:

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний периодМетодика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: - проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; - формировать у детей умение наблюдать характерные.

Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету»Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету» Цель: учить детей составлять изображение из деталей; правильно располагать предметы на листе бумаги. Задачи: закрепить умение различать.

Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла»Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Библиотека изображений:

Публикация Методика проведения НОД по грамоте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Дзагоева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика проведения НОД по грамоте
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 21:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД