Лучший педагог года

Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста

Нина Дельцова
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дельцова Нина Михайловна

учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Публикация «Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речь - необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти, и физического развития ребенка.

Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей. Ранимость детской речи связанна с тем, что длительно формирующаяся речь - один из сложных навыков человека.

Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.

В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.

Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.

Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).

Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.

Упражнения вначале необходимо брать самые простые, чтобы они легче получались и давали результат, чтобы ребенок был заинтересован в успехе, что очень важно для дальнейшей работы. Дальше - от легкого переходим к трудному. Необходимо учитывать возможности каждого, подходить индивидуально. В результате проделанной работы речевой аппарат готов к постановке звуков. Начинаем со свистящих звуков («с», «с’», «з», «з’» «ц», «ц’»). Поставили звук, автоматизируем, дифференцируем, вводим в речь. При введении в речь используем слоги (прямые и обратные, слова, предложения, потешки, чистоговорки и небольшие стихотворения. Свистящие воспитаны, при произнесении свистящих ребенок хорошо удерживает язык за нижними резцами, губы держит в легкой улыбке.

Далее переходим к шипящим звукам («ш», «ж», «ч», «щ», целиком меняем положение языка. Полностью изменяется артикуляционная гимнастика, язык необходимо удерживать вверху. Начинается работа с воспитания звука «ш», а далее поэтапно, переходим к каждому недостающему звуку, по мере их чистого произношения. После переходим к дифференциации воспитанных свистящих и шипящих звуков. Работа над свистящими и шипящими звуками закончена. Переходим к работе над звуками «л», «л’», «р», «р’». Меняем артикуляционную гимнастику, необходимую для воспитания звуков «л», «л’». По мере чистоты произношения звуков «л», «л’», переходим к постановке «р», «р’», готовим речевой аппарат к их постановке, меняем артикуляционную гимнастику. Звуки «л», «л’», «р», «р’» поставлены, дальше работаем над дифференциацией полученных звуков («л» - «р», «л’» - «р’»); переходим к самостоятельной речи ребенка. Работаем над маленькими рассказами, пересказами и ответами на вопросы. Требования к родителям - следить за чистотой произносимых звуков в самостоятельной речи ребенка в домашних условиях.

Цель логопедического воздействия - исправление неправильно произносимых звуков. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильного произнесения звуков, введения их в речь умение пользоваться в самостоятельной речи. Все это достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия. Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения. В работе преимущественно использую игровую форму. Лишь таким образом можно вызвать потребность ребенка в общении, интерес к упражнениям, что в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональное воздействие и способность развитию речевого подражания. Чем раньше начата коррекционная работа, тем больше оснований на благоприятный эффект ее. Не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.

Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.

Начиная с младенческого возраста, окружающие ребенка люди, стараются разговаривать с ним, хотя ребенок еще не понимает смысла слов, но наше слово - это такая уникальная особенность человеческой речи, которая в дальнейшем пригодится ребенку в его речевом развитии, так как каждое слово, услышанное ребенком, навсегда остается в запасах коры головного мозга. Речь ребенка целиком зависит от речи окружающих его людей. И задача взрослых постоянно говорить чистой и правильной речью. Речь ребенка появляется, копируя речь взрослого.

Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Сценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возрастаСценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.

Фотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возрастаФотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Сценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 летСценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 лет Театрализованная постановка Как петушку горлышко вылечили Цель: развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Дельцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 мая 2020 в 12:23
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД