МААМ-картинки

Методика ознакомления с числами детей дошкольного возраста

Елена Шеховцова
Методика ознакомления с числами детей дошкольного возраста

Методика ознакомления с числами детей дошкольного возраста

Формированию у детей начальных представлений о числе способствуют их практические действия с конкретными множествами: создание множеств (совокупностей) из отдельных элементов, выделение из множества отдельных элементов, установление взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств.

Для ознакомления детей с новым числом воспитатель может использовать игрушки, наборное полотно, плоскостные изображения, карточки с двумя полосками.

Публикация «Методика ознакомления с числами детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ознакомление детей с образованием чисел происходит через сравнение двух множеств. Воспитатель обращает внимание детей на «полянку», где растет елочка: «Сколько елочек?»«Одна». — «Под елочку прибежал зайчик. Сколько зайчиков?»«Один». — «Что можно сказать о количестве елочек и зайчиков?»«Их поровну, по одному». — «Вот прибежал под елочку еще один зайчик. Теперь их стало два».

Воспитатель считает: «Один, два. Всего два зайчика». Потом повторяют дети: «Один, два; всего два зайчика». — «Как стало два зайчика?»«Был один, прибежал еще один и стало два зайчика». — «Посмотрите и скажите: чего больше — елочек или зайчиков? А теперь скажите, чего меньше?»

Подводя итог сравнению, воспитатель подчеркивает: «Зайчиков больше — их два, елочек меньше — она одна. Два больше, чем один». На первом этапе такое обобщение делает только сам воспитатель. Детям пока еще трудно это делать. Однако для формирования представлений об образовании чисел такая подготовка необходима.

Определив количество элементов в множествах, педагог предлагает установить равенство между ними. Дети выполняют прямой (увеличение меньшего количества элементов множества) и обратный приемы сравнения множеств (уменьшение). «Один зайчик поиграл, поиграл и убежал, — говорит воспитатель. — Сколько зайчиков осталось?» — «Остался один зайчик». — «Что теперь можно сказать о количестве елочек и зайчиков?»«Их поровну, по одному».

Таким же образом воспитатель знакомит детей с образованием числа три. Теперь начальным множеством может быть множество, состоящее из двух элементов.

Обращается внимание, что считать предметы можно как слева направо, так и наоборот. Дети пятого года жизни, пересчитывая предметы, берут их в руки и переставляют на определенное расстояние, при этом громко называют числительные по порядку.

При обучении детей счету нужно иметь в виду такие правила:

1. действовать (раскладывать, передвигать, указывать на предметы) только правой рукой (исключение составляют дети-левши);

2. считать слева направо, особенно при порядковом счете;

3. при счете называть числительное (число, соотносить его с каждым элементом пересчитываемого множества. Для этого в обучении используется сначала «развернутый счет»;

4. при счете предметов именуют только последнее (итоговое) число;

5. согласовываются существительные в роде, числе и падеже;

6. счет можно вести с помощью как количественных, так и порядковых числительных;

7. предметы для счета необходимо размещать в ряд, придерживаясь определенных интервалов.

В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот — одним числом обозначают сразу два предмета.

В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т. д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы ребята правильно называли числительные — один, а не заменяли его словом раз.

Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

После того как дети овладели счетом предметов в пределах трех, им можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторньгх связей и углубляют знания о числе.

В результате наглядного и практического сравнения становится очевидным, что с присоединением одного предмета изменяется их количество, изменяется и число. На основе сравнения двух конкретных множеств, состоящих из трех-четырех элементов, из четырех-пяти элементов, у детей возникают соответствующие связи между множествами и числами, которые им соответствуют. При этом ребята усваивают, что не все числа, которые называются в процессе счета, равнозначные. Последнее названное число характеризует численность всего множества в целом — это очень важный вывод, к которому их надо подвести.

Считая предметы, дети могут дотрагиваться до предмета или указывать на него пальцем, сопровождая каждый элемент громким называнием числительных по порядку, делать обобщающий жест в виде обводящего движения, а в конце счета обязательно называть полученный результат: всего четыре елочки или пять цыплят. При этом они практически убеждаются, хотя и не сразу, что число три меньше четырех, а число четыре больше трех, т. е. они начинают понимать отношения между смежными числами. Любое число можно сравнивать с предыдущим и последующим. Число всегда больше предыдущего на единицу и одновременно оно меньше последующего также на единицу. Именно такие упражнения подводят детей к пониманию относительности понятий больше — меньше, что очень важно в математическом развитии ребенка.

Счетная деятельность приобретает все более совершенные формы: теперь они могут считать предметы, не дотрагиваясь до них, тихо называть числительные по порядку, а громко — только итоговое число.

В обучении все большее значение приобретают пояснения, указания, словесная инструкция воспитателя: положить на верхнюю полоску наборного полотна три предмета, а на нижнюю — четыре; сравнить их по количеству. Обращается внимание на то, что количество предметов не зависит от качественно-пространственных признаков множества: размера, формы размещения. Этому следует посвятить одно-два специальных занятия. Например, воспитатель слева размещает близко друг к другу четыре медвежонка, а справа на некотором расстоянии один от другого четыре зайчика и спрашивает: «Поровну ли медвежат и зайчиков? Что надо сделать, чтобы узнать об этом?» Дети считают игрушки.

Воспитатель предлагает поставить игрушки попарно. Дети устанавливают, что зайчиков столько, сколько медвежат, так как не осталось ни одного лишнего. Зайчиков возвращают на прежнее место. Дети вместе с воспитателем считают и убеждаются, что игрушек поровну — по четыре. «Почему же кажется, что зайчиков больше?» — спрашивает воспитатель и объясняет, что они размещены далеко один от другого, занимают больше места, поэтому кажется, что их больше. Медвежата стоят близко и занимают меньше места, поэтому кажется, что их меньше. На самом деле их поровну, их по четыре. Так подводят к тому, что показателем мощности множества является число.

В группе одной из задач является обучение умению отсчитывать определенное количество предметов из большего множества. Дети этого возраста задания пересчитать и отсчитать вначале воспринимают как неодинаковые по сложности. При пересчитывании элементов множества ребенок не ограничивает свои действия, а при отсчитывании сам должен создать множество по указанному числу, т. е. произвольно прекратить счет. А это сложнее. Обучать отсчитыванию следует в обычных для детей условиях, где меньше отвлекающих моментов. В качестве заданий воспитатель может предлагать: отобрать на столе необходимое количество предметов; отсчитать заданное количество предметов и принести. Наиболее трудное задание — одновременное отсчитывание двух множеств (отсчитать две собачки и два петушка и принести).

Одновременно с количественным счетом овладевают и порядковым. Эти два вида счета различаются по цели деятельности:

- количественный счет дает возможность определить количество, мощность данного множества;

- порядковый счет определяет место какого-либо предмета в ряду других. При этом счете не пересчитываются все предметы, а счет ведется только до того предмета, который нас интересует.

Психологи отмечают, что для детей порядковое значение числа является сильным признаком. Количественный и порядковый счет отличаются друг от друга не только по цели, но и по формулировке вопроса. При количественном счете вопрос ставится «Сколько?», при порядковом — «Какой по счету, который?» или «На котором месте стоит этот предмет?».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. — Москва : Просвещение, 1980. — 64 с.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета» Этот месяц самый яркий, Самый пёстрый, самый жаркий. Липа сладкая цветёт, Первый боровик растёт, Зацветает в поле рожь, Грозы нагоняют.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика ознакомления с числами детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2023 в 16:58
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика ознакомления с числами детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шеховцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД