Получи документы

Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях

Емельянова Анастасия Алексеевна
Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях

Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях и в повседневной жизни

В работе с детьми педагог должен использовать художественную литературу природоведческого характера, а без нее нельзя обойтись при знакомстве детей с природой, необходимо придерживаться методики использования литературных произведений.

Публикация «Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях» размещена в разделах

Прежде всего, педагог должен определить цель, для которой он подбирает художественное произведение. Следующим этапом будет ознакомление с выбранным произведением, оно должно соответствовать принципам отбора художественных произведений природоведческого характера : научность, занимательность, гуманизм, художественная образность. Необходимо подбирать произведения, которые соответствуют возрасту ребенка. Так же педагогу необходимо помнить, что усиливает эмоциональное воздействие произведения изобразительная наглядность (игрушка, картина, иллюстрация, репродукция); сам живой объект или объект природы. Читать или рассказывать литературное произведение следует не спеша, чтобы дети имели возможность наиболее точно осмыслить его содержание, ощутить красоту языка. Непонятные слова объясняются в процессе чтения произведения. Воспитатель должен учитывать способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании. Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях. Например, при наблюдении за первым снегом, воспитатель говорит: «А давайте, вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году». Дети вспоминают. «А теперь послушайте новое стихотворение», говорит воспитатель и читает «Первый снег» Е. Трутневой. «Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, пишет Н. С. Карпинская, свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. В беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе -сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, прогулки, экскурсии. Необходимо, чтобы художественная литература дополняла, украшала, обогащала все формы работы с детьми по ознакомлению с природой. С ее помощью необходимо пробудить в детях желание больше узнать о живой и неживой природе, о явлениях природы, связях, заботиться об окружающем, сформировать осознанно правильное отношение к природе.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Библиотека изображений:

Публикация Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Емельянова Анастасия Алексеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях
Опубликовано: 8 января 2024 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД