Папки-передвижки

Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой

Светлана Бадмаева
Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой

1.1. Психолого-педагогические основы формирования опыта лепки у детей дошкольного возраста

Один из самых увлекательных и интересных видов детской изобрази-тельной деятельности – это лепка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Изобразительная дает возможность даже самому маленькому ребенку ощутить себя мастером и творцом. Изобразительная деятельность комплексно воздействует на развитие ребенка: способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, формирует слаженность работы не только рук, но и глаз. Также, как и другие виды изобразительной деятельности, лепка формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, уважение и бережное отношение к искусству.

Публикация «Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой» размещена в разделах

Как считает Н. П. Сакулина, занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, лов-кость рук. (Сакулина, 1982)

И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

Лепка дает возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Изобразительная деятельность самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация.

Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.

В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный.

Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.

Каждый ребенок от рождения наделен творческим потенциалом, для дошкольников характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Е. А. Флерина отметила, что ничто не вводит нас так в духовную жизнь, в творческие задачи и перспективы, открытые перед человеком, как эстетические переживания.

Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Как подчеркивала Е. А. Флерина – художественная деятельность это, прежде всего развитие эстетического творчества; каждый ребенок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических ценностей.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика образовательной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Для успешного развития у дошкольников способности к лепке необходимо, чтобы педагог при подготовке к образовательной деятельности учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.

В процессе лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их работах. В процессе изобразительной деятельности закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни» .

Т. С. Комарова, А. И. Савенков подчеркивают, что в процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, дети обращаются друг к другу за советом, помощью, стремятся помочь друг другу. Что говорит о том, что в процессе художественной деятельности у дошкольников воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи.

Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте. Например, знакомясь с трудом пекаря, ребята лепят хлебобулочные изделия.

Таким образом, благодаря такому виду творческой деятельности как лепка у ребенка формируется образное мышление, развивается память, зри-тельное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки детей к обучению в школе. На занятиях по лепке формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы. Также неоспорима роль лепки в развитии у ребенка чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объемными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определенные детали, осмысливают основные качества объектов. Созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Занимаясь творчеством, дети обучаются работе с различными материалами, узнают их специфику, а также развивают образное мышление, овладевают элементарными навыками обучения. Знакомясь с произведениями искусства, ребенок приобщается к культурной традиции своего народа и других стран.

1.2. Методика формирования опыта лепки у детей 5-6 лет в процессе кружковых занятий по тестопластике

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Другими словами, так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания.

Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красоту в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы, и задача воспитателя – помочь каждому ребенку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству» – писала Н. А. Ветлугина.

Изобразительная деятельность детей 5-6 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно.

Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе : необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.

Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.

По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластических материалов.

Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, теста и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п.

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Как считает Н. П. Сакулина – занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев, лов-кость рук.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребе-нок может создать свой собственный маленький пластичный мир. Лепка влияет на всесторонне развитие ребенка.

Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно – прикладного творчества, как лепка из соленого теста.

Это подтверждается тем, что работа по лепке из соленого теста в со-временных условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию детей в целом.

Техника лепки из теста имеет большое значение для развития старших дошкольников, так как она способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления, привитию ручных умений, необходимых для успешного обучения в школе. Дети с удовольствием лепят из теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания. Во время работы начинается «полет творчества». При изготовлении декоративных изделий используем бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.

Детям в кружковой работе особенно интересно заняться чем-нибудь интересным. Соленое тесто – приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия. Так же тестопластика дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Образовательная деятельность лепкой именно из теста рекомендована детям по многим соображениям. Соленое тесто вполне безвредный материал, легко отмывающийся и не оставляющий следов. Оно не липнет к рукам и хорошо сохнет на воздухе. Готовое изделие не теряет форму, и играть с ним безопасно.

Занятия лепкой из теста помогут решить ряд задач:

приобщить детей к народному искусству;

реализовать духовные, эстетические и творческие способности;

развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

воспитать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным под-чинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.

Процесс лепки из соленого теста включает в себя пять этапов:

1. Приготовление соленого теста

2. Собственно творческая работа с тестом - лепка.

3. Высыхание или сушка работы. (тесто высохнет самостоятельно в теп-лом и сухом месте в течение одной недели).

4. Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.

5. Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.

Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5-6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.

Методы формирования опыта лепки :

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

- метод эстетического убеждения (по методу Н. П. Сакулиной «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

- метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса и т. д.

Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части. Нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить.

Готовое изделие из соленого теста можно сохранить на длительное время. Вариантов существует много.

Поделки можно сушить, просто поставив на батарею или в другое теплое место под солнечные лучи. Однако времени для просушки понадобится много и не будет эффекта золотистости. А потому лучше всего использовать духовку, которую разогревают постепенно, доводя до 80 градусов.

Окрашивать работы можно как после изготовления (для этого понадобится акварель, гуашь либо акриловые краски, а так же можно окрасить тесто в процессе его замешивания, добавив в него пищевые красители. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое - цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Освоение любого процесса ведется от простого к сложному. Существует несколько приемов, которые используются в процессе лепки :

надавливание руками на кусок теста (разминание);

Похлопывание теста ладонью с вытянутыми пальцами (шлепанье);

Отделение от общей массы маленьких порций теста с помощью боль-шого и указательного пальцев (отщипывание);

Сжатие куска теста пальцами для придания ему плоской формы (сплющивание).

Так же в процессе работы с соленым тестом используют следующие способы:

конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе);

скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру;

комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки;

модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей;

лепка на форме – использование готовых форм под основу.

В своей работе педагог использует следующие методы обучения.

1. Словесный метод :

• беседа, рассказ;

• объяснение, пояснение;

• вопросы;

• словесная инструкция;

2. Наглядный метод :

• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

• показ выполнения работы (частичный, полностью);

• работа по технологическим картам.

Индивидуальные и коллективные формы лепки могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов ставит перед детьми определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений. На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений. Иногда педагог может направлять замысел детей, например, предложить вылепить любой персонаж из сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», передать любой эпизод из сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка» и т. д.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц.

Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях.

В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. При обучении детей предметной или сюжетной лепке можно использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

Можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную мастерскую. Рассказать о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как продумывается и организуется процесс занятий. Каждый ребенок может сам взять себе то количество теста, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети, сидя за обычными столами, на доске.

Таким образом, если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Применение тестопластики незаменимо для формирования опыта лепки у детей старшего дошкольного возраста. Тестопластика представляет ребенку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Библиотека изображений:

Публикация Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Бадмаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика формирования опыта лепки у детей 5–6 лет на занятиях тестопластикой
Опубликовано: 10 января 2021 в 19:21
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД