Лучший педагог года

Методика формирования навыков ориентировки в пространстве и времени у воспитанников второй младшей группы

Алина Новожилова
Методика формирования навыков ориентировки в пространстве и времени у воспитанников второй младшей группы

Методика формирования навыков ориентировки в пространстве и времени у воспитанников второй младшей группы

Тема: Развитие ориентировки в пространстве и времени у детей второй младшей группы

Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей 3-4 лет

Формирование умения различать правую и левую стороны тела.

Формирование умения ориентироваться относительно себя.

Публикация «Методика формирования навыков ориентировки в пространстве и времени у воспитанников второй младшей группы» размещена в разделах

Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

Особенности восприятия времени детьми 3-4 лет

Методика формирования представлений о времени во второй младшей группе

Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей 3-4 лет

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.

В 3 - 4 года ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям : вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений (вверху-где голова, внизу – где ноги, впереди – там, где лицо, сзади – там, где спина, направо – там, где правая рука, нога, ухо, а налево – где левая часть тела). Легче дети осваивают направления вверху-внизу, спереди-сзади, а сложнее – слева-справа.

Сначала ребенок определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем он зрительно оценивает расположения объектов, находящихся на расстоянии. Непосредственное передвижение к предмету заменяется поворотом туловища, указательным движением руки в нужном направлении, которое сменяется легким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону предмета. Это является показателем того, что от практически действенного способа пространственной ориентации ребенок постепенно переходит к зрительной оценке пространственной размещенности предметов.

Пространство воспринимается дифференцированно (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространственное расположение предметов лишь на точных линиях (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной). Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать.

В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко. Понятие «рядом» для него является синонимом «касаться, дотрагиваться».

Формирование умения различать правую и левую стороны тела

1 этап. Во второй младшей группе у детей формируют умение определять, где правая, а где левая рука в ходе различных ситуаций в повседневной жизни, на различных занятиях.

Название руки связывается с характерной функцией, выполняемой этой рукой. Вначале педагог говорит, как называется каждая рука и что человек делает правой, а что левой рукой. Затем задаются вопросы детям : «Что ты делаешь правой рукой?», «В какой руке ты держишь ложку?» или «Как называется эта рука?».

При формировании умения различать правую и левую руки, необходимо соблюдать принципы парности и опираться на типичные характерные действия каждой из них. Например, в правой руке ребенок держит карандаш, а левой придерживает лист бумаги, чтобы он не скользил; правой рукой держит ложку, а левой - кусочек хлеба за обедом.

2 этап. После того, как дети запомнили, где у них какая рука, их учат различать и называть симметричные части тела. Даются задания типа: «Дотронься правой рукой до правого уха, а левой рукой – до левого уха, глаза, топнуть левой ножкой, топнуть правой и т. д.». Если ребенок затрудняется, то поясняется, что правое ухо - с той стороны, где правая рука.

В процессе выполнения упражнений такого типа все дети должны быть одинаково ориентированы в пространстве (в том числе и воспитатель во время показа этого упражнения).

Продолжительность упражнений не превышает три – пять минут.

Закрепление знаний о сторонах тела происходит на различных занятиях (физкультурных, музыкальных и др). Детям предлагается, например, поднять вверх правую руку, согнуть в колене левую ногу.

Формирование умения ориентироваться относительно себя

1 этап Вторая младшая группа

Предметы для упражнений расставляются на близком расстоянии от ребенка (не более вытянутой руки) в одном или двух противоположных направлениях, только по одному предмету с одной стороны, строго по линиям направлений. Все направления даются детям как попарно-противоположные.

Вопросы : Что находится слева от тебя?

Где находится мяч относительно тебя?

Игры: «Что где находится», «Где звенит колокольчик», «Что изменилось», «Живое домино» и др. «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?». Все эти игры проводятся индивидуально с одним ребенком, предметы расставляются вокруг одного ребенка и вопросы задаются только этому ребенку.

2 этап Предметы располагаются во всех направлениях, на большем расстоянии от ребенка и слегка смещены с основных осей.

Проводятся игры и упражнения, аналогичные, как на 1-м этапе,

Во второй младшей группе детей знакомят с размещением помещений в здании, знакомят с расположением кабинета медсестры, заведующего, учат находить дорогу в музыкальный, физкультурный зал.

Передвигаясь, «путешествуя» по территории дошкольного учреждения, знакомится с размещением физкультурной площадки, огорода, участков группы.

Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (на листе бумаги)

В трехмерном пространстве существуют 3 направления: вверху-внизу, слева-справа, спереди-сзади. А в двухмерном – только 2 направления ( отсутствуют направление: спереди-сзади).

Во второй младшей группе у детей формируют представления о пространственных ориентировках на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу).

Показывают, что значит вверху, внизу листа, потом поясняют: вверху – это дальше от тебя, внизу – ближе к тебе.

Виды упражнений: раскладывание определенных предметов (вверху разложить грибочки, внизу – елочки); создание узора на плоскости.

Вопросы : Что находится вверху (внизу, в уголках внизу) на листе? Где находится треугольник?

Игры: «Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответствующие своему узору,

«Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки).

На занятиях по изодеятельности (аппликации и рисовании) дети создают узоры на плоскости листа (открытка, домик, фартучек).

При формировании представлений о пространстве, умений пространственной ориентировки следует помнить, что в деятельности педагога должен отсутствовать зеркальный показ. Во время выполнения движений с воспитанником в заданном направлении, показа правой и левой сторон листа и т. п. действий взрослый должен занимать такое же пространственное положение, в каком находится ребенок.

Особенности восприятия времени детьми 3-4 лет

В 2 - 4 года дети способны отражать в речи категории времени. Однако, они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени). Временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями, дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.

Методика формирования представлений о времени во второй младшей группе

Во второй младшей группе формирование временных ориентировок, представлений о временных интервалах (части суток, времена года) опирается на накопление опыта деятельности детей и его осмысление. Обучение происходит во время бесед, рассказов, наблюдений, чтения и рассказывания литературных произведений, рассматривания художественных произведений, дидактических картинок, фотографий, специальных дидактических игр.

У детей формируются представления о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» дети в этой группе употреблять не должны.

Вопросы :

1. Что бывает /происходит/ в данный временной отрезок (В ответ ребенок называет характерные явления и действия).

Примеры вопросов к детям : Что ты делаешь утром? Что происходит летом?

2. Когда бывают перечисляемые действия и явления? (Дети называют временную единицу).

Примеры: Когда ты очень тепло одеваешься, на улице идет снег?

В вопросах обязательно надо называть несколько характерных действий и явлений.

Упражнения:

1 «Когда это бывает?», детям перечисляются характерные явления и действия, а дети называют единицу времени.

Варианты: можно загадать соответствующую загадку или стишок, можно показать картинку, на которой изображены характерные явления и действия.

2 педагог называет временную единицу. Дети должны перечислить характерные явления и действия или найти соответствующую картинку, или рассказать стишок.

Игры:

- «Наш день», «Машенькин день».

Ребенок рассказывает, что он делает утром (днем, вечером, ночью) или что делает кукла Маша.

- «Когда это бывает», «Путешествия» (утром, осенью).

1-ый вариант: воспитатель называет любую временную единицу (например, «утро», ребенок должен назвать, что можно увидеть только утром;

2-ой вариант: ребенок должен выбрать из картинок все те, на которых изображено то, что характерно для утра.

Наблюдения за изменениями в природе. В процессе наблюдений педагог обращает внимание детей на характерные признаки временных единиц, на изменения в природе, происходящие при смене временных единиц (чем отличается день от утра, день от вечера; осень от лета).

Чтение произведений художественной литературы, где идет речь о единицах измерения времени (загадки, стишки, сказки и т. д.). Используются музыкальные произведения, картины.

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)

За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)

Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)

Осмыслению сведений о частях суток и их последовательности способствует введение цветовых моделей частей суток (линейных, круговых)

В моделях — квадратах, кругах — обычно цветом символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части суток, времени года).

Линейная модель: круги или квадраты разного цвета выкладываются слева направо друг за другом. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их ( например: утро, день, вечер, ночь).

Наиболее приемлемой для осознания детьми суток как непрерывного единого целого является круговая модель (круг, разделенный на 4 сектора разного цвета).

ЛИТЕРАТУРА

Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.

Житко,И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб. метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. — Минск: Нац. институт образования, 2015.—128с.

Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошк. возраста. – М. ,Просвещение 1974

Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Минск: НИО; 2019.-479 с.

Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с

Публикации по теме:

«Сенсокубик» для воспитанников второй младшей группы«Сенсокубик» для воспитанников второй младшей группы «Сенсокубик» для воспитанников второй младшей группы. Цель:развитие мелкой моторики рук, закрепление геометрических фигур, названия цветов,.

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Кoнкурс чтецов «Они остались зимовать, и мы им будем помогать» среди воспитанников второй младшей группыКoнкурс чтецов «Они остались зимовать, и мы им будем помогать» среди воспитанников второй младшей группы Задачи конкурса: обобщить и расширить знания детей о зимующих птицах через художественное слово. Развивать навыки эмоционального отклика.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Лэпбук для воспитанников второй младшей группы «Осень»Лэпбук для воспитанников второй младшей группы «Осень» Для наших воспитанников второй младшей группы "Солнышко" мы решили подготовить лепбук на тему "Осень". Встал вопрос: с чего начать, из какого.

Лэпбук «Домашние животные» для воспитанников второй младшей группыЛэпбук «Домашние животные» для воспитанников второй младшей группы Предлагаю вашему вниманию мою новую работу - Лэпбук "Домашние животные". Данное пособие способствует расширению и углублению знаний.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика формирования навыков ориентировки в пространстве и времени у воспитанников второй младшей группы
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 20:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД