МААМ-картинки

Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста

ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ
Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста

Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста

Составила воспитатель Эльгарова Юлия Хасанбиевна.

1. Представления

Задание 1.1

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающий 3 части:

1-я часть - выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Публикация «Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек, неживой природы (солнце, дождь, предметов, созданных человеком (машина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

• Как ты узнал, что все это живое?

• Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

• Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек).

• Зачем нужны (называются части и органы?

• Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы? Почему?

2-я часть - делается акцент на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.

Задаются вопросы:

• Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

• Как нужно ухаживать за животными (растениями? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

• Как себя чувствует это растение (животное, человек? Как ты это узнал? Как ему помочь?

3-я часть - выявляются представления ребенка о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, надземной, силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

• Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

• Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания?

• Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу? Почему?

В беседе можно использовать рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа может проводиться полностью или по частям в разное время.

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Метод - индивидуальная беседа.

Вопросы:

• Любишь ли ты животных и растения?

• С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

• Зачем нужны животные и растения?

• Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

• Может ли человек прожить без других людей? Почему?

Задание 1.3

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Метод - индивидуальная беседа.

Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения.

Задаются вопросы:

• Как поступил мальчик (девочка? Почему?

• Как бы ты поступил на его (ее) месте?

• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Через некоторое время создается аналогичная практическая

ситуация, в которой ребенку нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3).

2. Отношение детей к природе

Задание 2.1

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

Задание 2.2

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения - в поливе, удалении пыли; животные - в кормлении, чистке клетки и др., для чего приготовлены необходимые средства. В комнате размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.). Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

• Как себя чувствует живой объект?

• Как ты это узнал?

• Как ему можно помочь?

• Хотел бы ты помочь животному или растению?

• Почему ты хочешь ему помочь?

Задание 2.3

Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

3. Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1

Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается:

• выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

• ответить, каким станет растение после ухода за ним;

• рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

• объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста

I уровень - для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной «+» направленности. Отношение ситуативно. Дети могут проявлять к объектам небрежность и агрессивность, действуя неосознанно, механически, подражательно; негативно относиться к внешне непривлекательным живым существам; по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними; представления о природных объектах и их свойствах поверхностны; живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети понимают, но не осознают, почему нельзя наносить природным объектам вред. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания, или не могут объяснить, что «так надо»; не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

II уровень - дети проявляют к природе «+» отношение избирательной направленности; они заботятся о живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним; по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом (к нему относят животных). У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных - движение, питание; у растений - рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям более дифференцированы; дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами; замечают нарушения правил поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми существами; направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата.

III уровень - для детей характерна «+» направленность отношения к природе; в поведении не наблюдается негативных проявлений; предпочитают деятельность с природными объектами; по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни; охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необходимость ухода и качественно его выполняют; испытывают удовольствие от помощи живому. У них сформирован широкий круг представлений о природе. Самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы; уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивами бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

IV уровень - ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Проявляет любознательность; владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом; умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка системны; видит многообразное значение природы, признает ценность жизни; имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в жизненных ситуациях.

Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами; стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников; вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого пытается поправить последствие неправильных действий; качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата; проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности; понимает самоценность живого; проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников по ФГОС

Диагностика экологического образования детей дошкольного возраста

Конспект «Экологическая тропа» в детском саду в соответствии с ФГОС

Викторина для старших дошкольников по теме : Полезные растения

Экологическое воспитание детей дошкольников

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 22:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД