Лучший педагог года

Методический семинар «Трудный» ребёнок — кто он такой и как стать «нетрудным»

Евгения Рангулова
Методический семинар «Трудный» ребёнок — кто он такой и как стать «нетрудным»

Трудный ребёнок — кто он такой и как стать нетрудным

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога – психолога является психолого-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей относим к категории «трудных».

Публикация «Методический семинар „Трудный“ ребёнок — кто он такой и как стать „нетрудным“» размещена в разделах

В психолого–педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Проблема общения с такими учащимися стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность трудных детей находится в постоянном движении (в школе в период с 2017-2019 среднее число таких детей состоящими в областном межведомственном банке данный семей и несовершеннолетних составляет 32-33 ребенка).Одни уходят из родительского дома, бродяжничают, не учатся, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь, или же, дети растут в семьях которых родители имеют асоциальное поведение и нет надлежащего присмотра над детьми.

Основными причинами появления трудного ребенка можно считать:

1. Особенности семейного воспитания:

-Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.

- Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

- слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

- недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;

- отрицательное стимулирование поведения детей;

- недемократический тип общения педагога;

- недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса

3. Особенности личности ребенка:

- неадекватность самооценки и уровня притязаний;

- неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;

- отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

- реакция на пережитую тяжелую ситуацию;

- проблемы сферы мотивации и потребностей;

- отсутствие дисциплинированности;

- безответственное поведение;

-отклонения в психическом и физическом развитии

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей,

- с ухудшением социально-экономических условий жизни у детей происходит наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т. д.).

-Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко

- Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности

-Омоложение сексуальных отношений, что приводит к раннему половому акту.

-Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни, экологическая составляющая.

Важно понимать, что дети становятся такими не по своей воле. Поэтому обвинять их в чем-то, либо ругать не стоит. Нужно определить причину или причины и помогать ребенку справиться с ними.

Большинство людей считают, что трудный ребенок просто не хочет понимать их, не желает идти на контакт и всячески протестует против нормального общения.

Задача психолога - разобраться в причинах и попытаться устранить их методами индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.

Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка таким подросткам и их семьям Нужны спокойствие, эмпатия, выдержка, терпение, настойчивость, доброжелательность. Положительные результаты в работе с этими детьми возможны лишь тогда, когда в этом заинтересованы все участники образовательного процесса педагогическое сообщество, родители учащихся и дети.

Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно - воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.

С такими детьми мною проводится полное диагностическое обследование, выявляются причины трудностей и проводится коррекционная работа.

Часто используемые методики представлены на слайде.

В классах проводятся социометрические исследования по выявления статуса учащихся, выявляются дети с неблагополучным статусом. С такими детьми также проводится индивидуальная работа.

В 1-х и 5-х классах отслеживается процесс адаптации учащихся к новым условиям использую методику Александровской Э. М. для изучения процесса адаптации.

- диагностика с низкой учебной мотивацией (АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г, ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-СЯ (4кл.) (5-9кл.)/ Уфимцева Л. П. /).

- заниженной самооценкой (Шкалы Дембо-Рубинштейн, методика «Лесенка», методика «нарисуй себя» и др.)

- со сниженной стрессоустойчивостью (тест Ч. Спилбергера для диагностики стресса, шкала самооценки тревоги В. Цунга; опросник «Уровень депрессии» А. Бека, проективная методика «Дерево»)

- со склонностью к девиантному поведению. (Тест на интернет – зависимость (Кулаков, 2004, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орёл) и др.)

Главная задача – диагностировать причины трудностей и найти соответствующие методы коррекции. Если с одними детьми достаточно бывает поговорить, оказать психолого-педагогическую поддержку, то с другими приходится работать регулярно.

Мною применяются в работе различного рода развивающие занятия с элементами тренинга. Так как у таких сложных детей наблюдаются нарушения в поведении, саморегуляции, повышена агрессивность, присутствует чувство вины иногда отчужденность, особо необходимым считаю и всегда провожу занятия по расширению знаний о себе и окружающих людях (умение налаживать контакт с одноклассниками, учителями, родителями).

Родители являются главной составляющей в коррекционной работе с такими детьми и только совместными усилиями можно прийти к положительному результату.

Семинары, родительские гостиные, наглядно-информационная работа в виде раздаточного материала предоставляется педагогам и родителям на которых представлены возможные причины, пути коррекции трудных детей, рекомендации для дальнейших действий, так же консультативная работа для родителей, натравленная на снятие напряжения, эмоционального настроя, коррекции наказаний и поощрения, и множество другого исходя из причины трудностей с подростком.

На слайде обозначен результат комплексной работы с детьми состоящими в областном межведомственном банке данный семей и несовершеннолетних.

В 2017-2018 уч. году количество подростков состоящих на учете было 12 человек, но в 2018-2019 уч. году количество тех же подростков составляет 5 человек.

Снижение на данный момент 58%

Комплексные коррекционные методы работы показали свою эффективность и принесли ощутимые результаты.

И так, на наш взгляд только комплексный подход к профилактике учащихся состоящих на учете в межведомственном банке данных семей и несовершеннолетних может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.

Эффективность нашей работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода в решении проблемы.

Если я смогла задать ориентиры и они стали понятны детям для продвижения вперед, значит результат моей деятельности положительный, и этот трудный ребенок становится успешным, самодостаточным, принятым, т. е. не трудным.

Прикреплённые файлы:

seminar-k-pg-19_lcsl7.pptx | 268,76 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Методический материал для педагогов. «Знакомство с Москвой. Английский клуб»Методический материал для педагогов. «Знакомство с Москвой. Английский клуб» "Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах" А. С. Пушкин Сегодня мы продолжим «Московские прогулки» в несколько необычном формате.

Методический материал к тематическому Дню «3 января — День русской матрёшки»Методический материал к тематическому Дню «3 января — День русской матрёшки» Планирование тематических дней в ДОУ занимает немалую часть в работе воспитателя: придумывание и продумывание тем, подбор познавательной.

Методический материал по теме «Космос»Методический материал по теме «Космос» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня предлагаю вашему вниманию методический.

Методический материал «Знакомство с божьей коровкой»Методический материал «Знакомство с божьей коровкой» Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Всем Вам я рада! Сегодня хочу предложить вашему.

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методический прием в разучивании песни «Солнышко»Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Музыка Т. Попатенко, слова. Н Найденовой.

Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движенияМетодический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. В федеральном государственном.

Проект «Трудный звук»Проект «Трудный звук» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость) Проект «Трудный звук»[/b] Вид проекта:.

Трудный ребёнок. Консультация для родителейТрудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» - это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Библиотека изображений:

Публикация Методический семинар «Трудный» ребёнок — кто он такой и как стать «нетрудным» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Рангулова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методический семинар «Трудный» ребёнок — кто он такой и как стать «нетрудным»
Опубликовано: 6 мая 2022 в 07:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД