Получи документы

Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах

Попов Алексей
Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах

Методический доклад на тему: «Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах»

Каждый педагог в своей работе сталкивается с проблемами постановки исполнительского аппарата, подбором технических упражнений, выбора правильного репертуара при индивидуальном подходе для эффективного технического развития учащегося. От этого выбора зависит дальнейшее развитие учащегося как полноценного музыканта-исполнителя. Овладение навыками игры на ударных инструментах – сложный, длительный процесс, и результат достигается путем упорных занятий и многочисленных проб и ошибок. Чтобы каждый учащийся смог проявить себя в сольном исполнительстве, чтобы в дальнейшем разнообразить репертуар, педагог должен искать индивидуальные, более действенные методы работы, направленные на развитие техники исполнения.

Публикация «Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах» размещена в разделах

Цель опыта: эффективное развитие техники игры на ударных инструментах, способствующей формированию и совершенствованию исполнительского мастерства учащихся.

Задачи опыта:

• проанализировать имеющийся педагогический опыт;

• выявить способы развития техники исполнения на ударных инструментах;

• внедрить в практику своей работы наиболее эффективные способы развития техники исполнения на ударных инструментах;

систематизировать и обобщить опыт своей работы по развитию технических навыков игры на ударных инструментах.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что техника игры на ударных инструментах развивается благодаря продуманной, четко спланированной работе педагога. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс развития. Если педагогом созданы необходимые условия, подобраны индивидуальные способы работы, это даст значительный эффект для развития технических навыков учащихся.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Главным принципом моей педагогической практики является организация планомерной, систематической работы по формированию, совершенствованию и росту исполнительского мастерства учащихся. Работа состоит из 2-х этапов: начальный период (1-2 год обучения) и основное обучение (3-5 год обучения). Начальное обучение и проведение первых занятий (1-2 год обучения). Первые занятия учащегося должны находиться под зорким контролем педагога. Они являются тем фундаментом, на котором закладываются основы рациональной постановки, работы рук (плеча, локтя, кисти, пальцев). Под понятием «постановка» подразумевается совокупность рационального положения и взаимодействия исполнительского аппарата и всего организма музыканта для игры на ударных инструментах. Правильной постановкой считается наиболее целесообразное расположение палочек в руках, свободное (не зажатое) движение рук при игре, контроль палочек пальцами рук (палочки не выскакивают из рук, находятся в ладонях и придерживаются пальцами, удобное положение корпуса, головы, рук и ног.

Овладение техникой игры на ударных инструментах требует развитой мускулатуры и гибкости кистей. Поэтому, прежде чем приступить к изучению приемов игры на инструменте, необходимо подготовить руки специальной тренировкой (Приложение 1). Систематическое выполнение описанных упражнений способствует эластичности кистей и вырабатывает силу рук. На первых занятиях разъясняю учащемуся музыкальные понятия: аппликатура, динамика, таблица длительностей нот и пауз. Таблица длительностей нот и пауз – это начало всего учебного процесса, так как каждой длительности соответствует определенный удар (плечевой, локтевой, кистевой). Постановка исполнительского аппарата объясняется и показывается параллельно с изучением длительностей нот и пауз. Подробно излагается прием извлечения звука на одном пэде без инструмента. Прежде чем приступить к нотным упражнениям, оттачиваем постановку рук при помощи одиночных ударов кистью, ударов от предплечья, плеча, а также комбинированных ударов в упражнении «лесенка» (Приложение 2). Плечи при игре должны быть максимально расслаблены. При необходимости, можно массировать плечи учащегося, добиваясь свободы в его плечевых суставах. Как только у учащегося получаются свободные и хлесткие удары, начинается процесс игры со счетом вслух. Если учащийся усвоил постановку исполнительского аппарата, предлагаю новый материал, направленный на развитие моторики, координации; упражнение «двойка». С этого момента в процесс обучения подключается работа с метрономом. Задания исполняются в определенных темпах под метроном и под контролем педагога. В дальнейшем действует одно из основных правил: весь новый материал разбираем и проигрываем без метронома, далее повторяем под метроном в заданном темпе! Если учащийся успешно справляется с заданиями, показываю ему постановку и приемы звукоизвлечения на другом инструменте класса ударных, например, на ксилофоне, а также увеличиваю нагрузку для повышения исполнительского уровня. Направления работы на третьем и последующих годах обучения. Как только элементарные приемы игры на инструментах освоены учащимся, постепенно повышаю к нему требования и усложняю задачи.

Занятия с третьего года обучения осуществляю по следующим направлениям:

• закрепление рациональной постановки исполнительского аппарата;

работа над развитием ровности звука (ударов);

• совершенствование технических приемов игры.

1. В процессе игры постановка у каждого учащегося видоизменяется в зависимости от индивидуальных физиологических особенностей строения тела (пальцев, кистей, длинны и толщины рук и ног, роста и веса). Учащийся сам или с моей помощью приспосабливается к инструменту, находит свою «зону относительного комфорта».

Педагог никогда не должен навязывать учащемуся копирование стандартных форм постановки палочек в руках и движений рук и ног при игре без учета индивидуальных особенностей учащегося, это может затормозить его исполнительские возможности.

2. Начинается повседневная работа над качеством звука. Учащийся должен ясно представлять себе, какое звучание требуется от него в том или ином случае. Поэтому, педагог должен ставить перед ним определенные звуковые задачи – добиваться качественного звука по тембру, динамической окраске, соединению и окончанию, и т. д.

Основным недостатком в развитии красивого звука является отсутствие свободы в движении рук, ног и всего корпуса учащегося. С задачей образования качественного звука связана и выработка у учащегося навыка выносливости рук при подвижном и длительном исполнении упражнений под метроном. Внимание к качеству звука должно проявляться учащимся и при работе над гаммами и этюдами и особенно художественными произведениями.

3. Совершенствование технических приемов игры связано с выносливостью рук, гибкостью кистей, хваткостью пальцев.

С первых занятий учащийся должен понять, что всякий технический прием приобретается и становится устойчивым в результате многократных, терпеливых и сознательных повторений различных исполнительских движений. Исполнение двойных ударов (двойка, парадидлов, рудиментов, гамм, арпеджио, становится непременным условием ежедневных занятий.

2.2.2. Методика работы над упражнениями и этюдами.

Важным условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является работа над специальными упражнениями и этюдами. Под упражнениями понимается музыкальный материал инструктивного характера, предназначенный для технической тренировки. Отличительной особенностью упражнений являются краткая форма изложения музыкального материала, узко направленная цель. Отрабатывая поставленную в упражнении задачу, нужно соблюдать темп, метр и ритм (слушать метроном). Работать над упражнениями необходимо активно и целенаправленно, не допуская механического проигрывания от начала до конца.

Этюды занимают промежуточное положение между упражнениями и художественными произведениями. Основная цель этюдов:

развитие подвижности и выносливости рук;

• овладение аппликатурными трудностями;

развитие метроритмического чувства;

развитие навыка чтения нот с листа.

Все этюды, несмотря на различие целей, являются важным средством накопления исполнительского опыта, подготавливают музыканта к продолжительным физическим нагрузкам. Чтобы добиться качественного исполнения этюдов, учащиеся должны овладеть рациональными методами работы над ними :

• осознать целевую установку этюда;

• определить общий характер его музыкального содержания, темп, ладотональность, технические трудности, агогические нюансы.

Методика работы над этюдами :

• проиграть этюд в медленном темпе (без метронома со счетом вслух);

• определить план работы над этюдом;

• тщательно отработать наиболее трудные места и технические детали;

• связать эти детали в более крупное построение;

технические трудности проигрывать в медленном темпе (под метроном);

• к настоящему темпу подходить постепенно, по мере усвоения текста;

• добиваться качественного звучания инструмента;

• тщательно анализировать причину недостатков и искать пути их устранения;

• завершением работы над этюдами должно стать свободное, выразительное исполнение;

• для развития музыкальной памяти этюды исполняются наизусть.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 18:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД