Получи документы

Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова

Екатерина Овчинникова
Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова

В статье рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, связанные с обучением дошкольников звуковому разбору слова. Рекомендованы приемы и игры, способствующие более успешному освоению темы. Из опыта работы.

Подготовка к обучению грамоте и развитие речи дошкольников - важный этап овладения родным языком. Процесс этот непрерывный и многогранный.

Публикация «Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова» размещена в разделах

Овладение и совершенствование владения языком происходит в ходе ежедневной практики на бытовом уровне и целенаправленных занятий под руководством родителей, педагогов и воспитателей, если ребенок посещает детский сад или центры развития. Много вопросов вызывает у родителей дошколят звуковой разбор слов, а затем и звуко-буквенный разбор.

Почему это происходит? Ведь мы говорим на родном языке, всем знакомы термины «слово», «звук», «буква». Все взрослые умеют читать, писать, владеют правилами орфографии и пунктуации, каждый день применяя в письменной речи знания, касаемые знаковой системы русского языка.

Давайте посмотрим на этот вопрос, «звуковой разбор слова», глазами ребенка. Что знает ребенок о слове? - Слово звучит, что-то называет. Что знает ребенок о звуке? – Его можно услышать. Все дети говорят и слышат звуки окружающего мира. Но о речевых звуках и буквах в системе языка до определенного момента им ничего неизвестно. И о правилах орфографии и пунктуации дошкольники тоже ничего не знают.

Под звуковым разбором слова следует понимать определение последовательности звуков в слове, определение качественных характеристик речевого звука.

Понятие «звук» в жизни ребенка связано с музыкальными звуками и звуками окружающего мира. Они затрагивают эмоциональную сферу ребенка, не всегда требуя осознания характеристики звука (длинный или короткий, громкий или тихий, приятный или неприятный, высокий или низкий, нежный или грубый и т. д.)

Однако, каждый ребенок слышит и произносит речевые звуки, использует их, имитируя звуки окружающего мира, и делает это неосознанно с точки зрения языка. Дети - о звуках, а взрослые, говоря о языковых категориях, прежде всего, имеют в виду речь письменную - о буквах. Вот такой «конфликт понятий» и порождает трудности при обучении звуковому и звуко - буквенному разбору слов. Для его разрешения необходимо разделить понятия речь письменная и речь устная, звук и буква, смотреть на вопрос «звуковой разбор слова» с позиции ребенка.

Звук - непростое понятие для детей. Его нельзя потрогать, увидеть понюхать. Дети ориентируются на источник звука. Поэтому сначала необходимо учить дошкольника осознавать речевой звук и давать характеристику речевого звука – длинный или короткий. При этом важно помнить, что ребенок изолированный речевой звук будет воспринимать и воспроизводить так, как это делает взрослый. Если принято считать гласными звуки длинные, значит, их нужно пропевать, а согласные произносить коротко и устойчиво. Но понятие «длинный - короткий» относительное. С точки зрения математики, необходима мерка, которая поможет определить эти понятия. Мы используем руку. Ставим локоток на стол, ладошку разворачиваем к себе, как зеркальце, и произносим звук. Рука при этом медленно разгибается и ложится на стол тыльной стороной. Если звук растянулся и «дотянулся до кончиков пальчиков» (звучал) значит, он длинный, если рука распрямлялась в тишине - короткий.

Так мы учимся различать длинные и короткие звуки, условно обозначая их кружком – длинные, квадратом - короткие. (Игры «Каких бусинок больше», «Бусы для мамы»)

Чтобы помочь ребенку расслышать и осознать звук вне слова необходимо обратить внимание на артикуляцию: что помогает произносить звук и как при этом расположены губки, зубки или язычок, что с ними происходит. Хорошо подключать руки и создавать ассоциацию.

Как известно, в русском языке гласных звуков шесть [а, о, у,и,ы, э]. Например: [а] – большое колесо, [о]- маленькое (показать пальчиками и приложить к губам при произнесении звука) (Игра «Ганины загадки»).

Одновременно учим детей слышать гласный звук в слове в ударной позиции - самый громкий, самый длинный, выделяя его интонационно. Начинаем с односложных слов с опорой на картинку, сначала с изучаемым звуком, а затем с заданным. Некоторые дети лучше слышат звуки в слове, когда их глазки закрыты, тогда их «ушки на макушке». (Игра «Бусы для бабушки», «Кого видела Ганя?») При составлении схемы слова гласные звуки обозначаются кругом красного цвета.

Звуки согласные – звуки короткие, в русском языке составляют пары по твердости – мягкости [б-б, в-в, т-т ] (апостроф – обозначает мягкость согласного звука). Это самостоятельные звуки, каждый из которых обозначается своим знаком на схеме: твердый - синим квадратом, мягкий – зеленым. (Характер у звука «твердый как лед», мягкий «как травушка муравушка».) Не всегда дети слышат разницу между этими звуками. Обращаем их внимание на то, что, например, звук [м] мы говорим губками твердыми, а если губки станут мягкими, то и звук станет мягким и нежным [м ].

Необходимо упражнять детей в произношении парных звуков и определении их качественных характеристик: твердый или мягкий звук, но не буква. При этом, при повторении звука твердый звук должен оставаться твердым, а мягкий – мягким ([м]- мак, [м ] - мел) Также необходимо учить детей интонационному выделению заданного звука в слове, а затем и последовательному выделению звуков в слове, сначала по образцу данному взрослым (Взрослый многократно произносит слово интонационно выделяя каждый следующий звук., а потом и самостоятельно.

После того как ребенком усвоены характеристики звука и осознанно используются, знакомить с терминами звук «гласный» и звук «согласный».

Уважаемые родители, звуковой разбор слов вы изучали в первом классе. Вы это знали, но забыли. Давайте вспоминать, т. к. вы должны быть компетентны в данном вопросе, чтобы оказать поддержку в освоении системы родного языка вашим детям. Итак:

1. Конкретизируйте в сознании ребенка понятие «звук» на примере звуков окружающего мира, учите описывать звук (шум мотора, течения воды, стука молоточка и т. д.). Важный критерий – звук длинный или короткий.

2. Знакомьте детей последовательно со звуками русского языка вне слова (изолированными). Лучше начинать с гласных звуков. Важный критерий – звук длинный или короткий. Мерка - рука. Обозначаем длинные звуки - кружком, короткие - квадратом.

3. Учите слышать заданный звук в слове : гласный - в ударной позиции, согласный – различая парные по твердости - мягкости. Учите интонационно выделять заданный звук в слове, давая образец произношения слова (м-м-м-ма – м-м-м-ма) На схеме обозначаем гласные звуки красным кружком, согласные мягкие – зеленым квадратом, согласные твердые – синим.

4. Учите слышать последовательность звуков в слове с образца, данного взрослым, где интонационно выделен каждый последующий звук при последующем повторении слова. Идите «от простого - к сложному». Начинайте с разбора односложных слов.

Рисуем схему слова в два этапа : первый – различаем звуки по длительности (круг или квадрат); второй – характеризуем короткие звуки по твердости - мягкости (звук короткий мягкий, звук короткий твердый, раскрашивая квадраты зеленым или синим цветом, кружки – красным (звук длинный).

Детям трудно удерживать в голове критерии звука, поэтому необходимо «вести» ребенка к поставленной цели задавая вопросы:

- назови первый (следующий) звук;

- этот звук длинный или короткий;

- как обозначим - круг или квадрат;

- звук твердый или мягкий;

-каким цветом раскрасим фигуру.

Например, слово «лес»

Произносим слово интонационно выделяя каждый следующий звук [ л эс]- так мы слово произносим и слышим.

Схема (1 этап) Схема (2 этап)

Будьте внимательны, четко разделяйте понятия: «звук» и «буква». Если ваш ребенок говорит, что в слове «юла» есть звук [й ], он прав!

К характеристике звуков по признаку глухости - звонкости мы обращаемся после изучения всех звуков русского языка при составлении ленты букв.

Помните, дети любят играть! Создавая игровую ситуацию, вы способствуете активному и добровольному включению ребенка в процесс обучения. Хвалите своего ребенка, помогайте ему, подсказывайте, создавайте ситуацию успеха! Умение слышать звуки и их последовательность в слове развивается путем упражнений, которые должны быть ежедневными, посильными.

Игра «Каких бусинок больше»

Медвежонок и лисенок собирали бусы для мамы. Медвежонок собирал бусинки квадратные, а лисенок круглые. Давай им поможем. Я буду называть звуки. Если ты услышал звук длинный, то рисуешь круглую бусинку на ниточке лисенка, а если короткий – квадратную бусинку на ниточке медвежонка.

Игра «Бусы для мамы»

Давай соберем бусы для мамы. Если услышишь звук короткий - рисуешь бусинку квадратную, а если длинный – круглую. Соедини бусинки ниточкой.

У Агнии Барто есть произведение «Ганька- ревушка». Ганька – девочка, персонаж этого произведения.

Игра «Ганины загадки»

Игра проводится после подготовительного периода, в котором особое внимание уделяется артикуляции при произношении. В игре «участвуют» звуки с выраженной артикуляцией.

Плакала Ганя, плакала, да так громко, что голосок у нее пропал. Внимательно смотри на мой ротик и попробуй угадать, какие звуки произносила Ганя. (Взрослый утрированно артикуляцией, но без голоса, произносит звуки.)

Игра «Кого видела Ганя?»

Для проведения игры, нужны картинки домашних и диких животных: курочки, уточки, ослика, коровы, киски, собаки, волка, лося, тигра, льва, индюка, петуха, поросенка.

Ганя пришла в гости к бабушке и увидела у нее во дворе много животных и птиц. Слушай Ганины подсказки и угадывай, кого она увидела. Тебе подскажет первый звук слова.

Выбираем нужные картинки и откладываем.

Игра «Бусы для бабушки»

Ганина бабушка собрала из бусинок бусы. На этих бусах есть бусинки круглые и квадратные. У нас есть три карандаша - красный синий и зеленый. Давай бусы раскрасим. А в какой цвет нужно раскрашивать бусинку, нам подскажет первый звук слова.

Перед ребенком лежит лист с нарисованными в свободном порядке квадратными и круглыми бусинками на ниточке. Взрослый называет слова, первый звук которых соответствует форме бусинки на ниточке, не забывая чередовать слова с твердым и мягким согласным звуками.

Желаю удачи!

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Ягодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольниковЯгодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольников «Ягодотерапия для дошколят»Рекомендации родителям дошкольников. Лето для детей - время игр и веселья, а это требует серьезных затрат энергии.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжахМетодические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных.

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать» У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации родителям на май во второй младшей группе по теме «Этот День Победы» и «Моя малая Родина»Методические рекомендации родителям на май во второй младшей группе по теме «Этот День Победы» и «Моя малая Родина» Сидим дома. Методические рекомендации для родителей на неделю (06.05.2020 – 08.05.2020) во 2 младшей группе Тема недели «Этот День победы…».

Методические рекомендации родителям (законным представителям) по вопросу «Безопасность детей в период летних каникул»Методические рекомендации родителям (законным представителям) по вопросу «Безопасность детей в период летних каникул» Мы все с нетерпением ждём лето, радостно следим за тем, как столбик термометра потихоньку ползёт вверх. При этом даже не задумываемся о.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Библиотека изображений:

Публикация Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Овчинникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методические рекомендации родителям дошкольников по обучению звуковому разбору слова
Опубликовано: 27 января 2023 в 13:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД