МААМ-картинки

Методические рекомендации по запуску речи у младших дошкольников

Елена Стрыгина
Методические рекомендации по запуску речи у младших дошкольников

В последнее время специалисты и родители все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, — не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.

Публикация «Методические рекомендации по запуску речи у младших дошкольников» размещена в разделах

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и

сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том

числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом,

нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие

мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. В настоящее время материал большинства пособий для работы с безречевыми детьми не отражает особенностей развития неговорящего ребенка. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что введенные в заблуждение подобным образом папы и мамы заявляют нам: «Срочно нужен зондовый массаж», «Мы заставляем повторять слова, а он их не повторяет», «Он может говорить, но не хочет, предпочитает общаться с помощью жестов», «Мы постоянно делаем пальчиковую гимнастику, а речь не развивается» и т. д.

Одно из главных условий развития речи – непрерывность. Важно не только регулярно заниматься со специалистом (логопедом/дефектологом, но и каждый день дома находить время для заданий для запуска речи.

Ответственным моментом в работе безречевыми детьми является создание потребности подражать речи взрослого. Нужно создать такие условия, чтобы у ребёнка появилось желание повторять (произносить) одни и те же звукокомплексы неоднократно.

А так как игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия со взрослым. Поэтому, начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребёнок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Перед вами небольшой обзор игр по запуску речи с помощью которых стимулируем к произнесению простых слов (звукоподражаний).

1. Этап различения неречевых звуков.

Музыкальные игрушки, аудиозвуки, звучание предметов.

Игра «Что звенит?» (из двух предметов).

2. Упражнения на развитие общей моторики с предметами под музыку, со стихами.

3. Упражнения на развитие ручной моторики (бусы, счетные палочки и т. д.)

4. Артикуляционые упражнения «Сказка о Веселом язычке».

5. Упражнения на переключаемость с звука на звук. Например: «АУ-УА» и т. д.

6. Слоги.

Карточки, звуковые дорожки

Игры

«Выжимаем губки» Игра проводится с целью формирования

навыка речевого подражания, стимулирования звукоподражания «кап-кап».

Взрослый ставит на стол предварительно приготовленные две емкости, в

одной из которых вода, раскладывает губки разных цветов. Взрослый опускает губку в емкость с водой, затем достает и выжимает в пустую емкость, произнося при этом звукоподражание: «кап-кап». Затем взрослый предлагает выполнить ребенку это же действие по инструкции: «Возьми красную (желтую) губку правой (левой) рукой. Когда ребенок сможет по подражанию

воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторить

игру, стимулирую ребенка к произнесению слов: вода, губка, капает, сыро.

«Камешки»

Ребёнок бросает в воду камешки и произносит слово БУЛЬ.

Игра «Буря в стакане» Игра способствует речевой активизации,

стимулирует появлении новых слов и звукоподражаний пена, буль-буль, бахбах, а также используется как упражнение дыхательной гимнастики. Взрослый

подготавливает высокий стакан, наливает воду наполовину, капает немного

жидкости мыльной. Затем берет трубочку (трубочки могут быть различного

диаметра) и дует в нее, при этом произносит «буль-буль», на поверхности

стакана образуется шапка пены. Взрослый экспрессивно восклицает: «Пена!

Много пены!», затем пальцем сбивает мыльные пузыри, экспрессивно

произнося: «бах-бах». Затем взрослый предлагает ребенку попробовать

сделать пену, стимулируя его к произнесению слова пена, звукоподражаний

буль-буль, бах-бах.

Игра «Ком» Взрослый совместно с ребенком скатывают ком из листов

старой газеты, журнала, произносит слово «ком», затем предлагает ребенку

бросить ком об стену. Действия повторяются несколько раз. Взрослый просит

ребенка: «Брось ком!» Повтори: «ком!» Игра способствует снижению

агрессии.

«Семечки арбуза»

На плоскостном образце куска арбуза ребёнок давит мелкие кусочки чёрного пластилина (семечки) поочерё дно: сначала правой рукой, потом левой, далее обеими руками. Стимулировать ребёнка повторению глагола «ДАВИ».

Игра «Машинка из одеяла» Взрослый расстилает на полу покрывало

либо одеяло, ребенок садится на него и берет в руки предмет, имитирующий

руль, взрослый говорит ребенку, что он едет на машине и нужно сигналить,

произносить: «би-би». Взрослый берет одеяло за два угла и катет ребенка по

комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания «би-би».

«Бубен»

Простукивание на бубне простых слов и имён.

А так же, очень хорошо подходят для запуска речи песенные артикуляционные разминки Е. Железновой.

Развитие слоговой структуры слова.

1. Звуковые дорожки. Например: ГУ-ГУ-ГУ, ДУ-ДУ-ДУ и. т. д.

Развитие фразовой речи. (Фразовый конструктор).

Предложения.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Конспект занятия по запуску и активизации речи «Миша в гостях»Конспект занятия по запуску и активизации речи «Миша в гостях» Цель: создание игровой коммуникативной ситуации, для активизации речи ребенка. Задачи: Развитие фонематического слуха Развитие слухового.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжахМетодические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по запуску речи у младших дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 10:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД