Получи документы

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Марина Рединова
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Методические рекомендации по разработке и использованию

Пояснительная записка

"Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе".

Галилео Галилей

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника» размещена в разделах

Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально–психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).

Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.

Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников

1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С. В., Лабунская Н. А., Тряпицына А. П., Тимофеева Ю. Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ направлены на решение следующих задач:

- определение уровня возможностей дошкольника;

- выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;

- создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- возрастом ребенка;

- состоянием его здоровья;

- уровнем готовности к освоению образовательной программы;

- интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;

- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений.

ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

1.2. Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.

Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Задачи мониторинга:

- организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);

- оценка эффективности использования ИОМ;

- выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

Этапы мониторинга:

- сбор медико-педагогической информации о ребенке;

- психолого-педагогическое обследование;

- анализ и оценка полученных данных;

- выстраивание ИОМ ребенка;

- интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка;

- отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

Технологические аспекты данной проблемы:

- сводные информационные таблицы по диагностике;

- аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом :

1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).

2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы:

- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);

- выбор педагогического инструментария (т. е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик);

- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);

- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)

- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);

3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).

4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).

Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно:

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья

1. Проведение коллегиального заседания ПМПк ДОУ.

2. Изучение рекомендаций ПМПК.

3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).

4. Создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.)

- использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).

5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).

6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т. д.)

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ

Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ?

Есть разные варианты. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ПМПк (при наличии, диагноза (при наличии).

Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ :

Образец

I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

1. Ф. И. О. воспитанника___

2. Дата и место рождения ___

3. Адрес: ___

4. Сведения о родителях (законных представителях) :___

5. Дата поступления в МДОУ ___

6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид: от ___г. основной диагноз___

7. № удостоверения по инвалидности___ МСЭК №___

срок назначения___ продление ___ ИПРА №_

8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования : ___

9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №___от ___201 года).

На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ

1. Общее состояние (причина инвалидности) ___

2. Физическое развитие ___

3. Неврология___

4. Зрение ___

5. Слух ___

6. Опорно-двигательный аппарат___

7. Диагноз психиатра___

8. Диагноз логопеда ___

9. Данные о текущем лечении___

10. Диспансерное наблюдение врачей специалистов___

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Информация о прохождении ПМПК

первичное обследование повторное обследование каждые 2 года

число, месяц, год число, месяц, год число, месяц, год

Заключение ПМПК

№ протокола Заключение ПМПК

№ протокола Заключение ПМПК

№ протокола

IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ

Зам. заведующего по ВМР – координатор ИОМ, группы сопровождения.

1. Старший воспитатель 2. Воспитатели группы

3. Педагог-психолог 4. Педагог-дефектолог

5. Учитель-логопед 6. Руководитель физо

7. Музыкальный руководитель 8. Мл. воспитатель

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

педагог-психолог

Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

учитель-логопед Структура и степень нарушения речи. Причины не успешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

воспитатели Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния.

Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.

специалисты

муз. раб. физ. раб

медработник поликлиники Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.

VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Направления работы (специалист) Кол-во часов в неделю Дата и время проведения Используемые программы и технологии Формы проведения занятий Ф. И. О. специалиста

Психологическая помощь (педагог – психолог)

Дефектологическая и логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

Педагогическая помощь

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Другое

4. Список рекомендуемой литературы

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.). - М. : «Просвещение», 2003г.

2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8).

3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» – Караганда – 2009 г. Составитель: Суртубаева Д. А.

4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ. /М. А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с.

5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО» - 2015 г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Безопасный маршрут дошкольника»Фотоотчёт «Безопасный маршрут дошкольника» Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города в наше время ни у кого не вызывает.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент)Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность - Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Берегите бумагу” Образовательная область: познавательное.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Опубликовано: 28 июля 2023 в 05:54
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рединова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД