Лучший педагог года

Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста

Марина Харламова
Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать, как-бы, вторую жизнь. Любая работа с природным и бросовым материалом не только увлекательна, но и познавательна. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Публикация «Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие и логические, умственные способности, он приобщается к эстетическому и художественному восприятию предметов и объектов.

Бросовый и природный материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное– этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Нетрадиционные бросовые материалы интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это также важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе.

Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

"Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками" (Джон Локк)

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы, дальнейшее их расширение и изменение. Следует пробудить интерес детей к природному и бросовому материалу, желание действовать с ним. В группе необходимо устраивать творческие выставки детских и семейных работ из разнообразного природного материала, так как детям очень нравится разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками, родителями — каждый хочет научиться делать такие поделки.

Целесообразно предлагать детям мастерить одну и ту же игрушку из различного материала.

Так как материал для работы относится к категории бросового,

к нему предъявляются определенные требования:

-поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий и т. д.);

- тщательно промытыми и высушенными;

-доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Изготовлению поделок предшествует большая подготовительная работа к их созданию. Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом; продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений; процесс деятельности должен вызывать у детей только положительные эмоции; дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы. При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок

из природного и бросового материала :

1. Рассматривание и анализ образца игрушки (если предлагается образец).

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов.

5. Изготовление поделки.

6. Анализ работ.

В группе должны быть созданы условия для работы с природным и бросовым материалом в свободное время; определенное место, где дети, при желании, могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки — склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную работу с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал :

Шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи); орехи и их скорлупа (грецкие, лесные, кедровые, земляные); каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ракушки, трава, цветы, овощи и фрукты, тополиный пух, косточки, птичьи перья, камешки и др.

Бросовый и дополнительные материалы :

Яичная скорлупа, кожа, бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей ПВХ, цветные лоскутки, фанера, галька, леска, пластиковые емкости, крышки, пробки, крупы и макаронные изделия, ткань, фольга, фломастеры и др.

Инструменты:

Шило, ножницы, нож, иголка, скрепка, кисточка и др.

Публикации по теме:

Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Гжель — русская сказка, или Вторая жизнь пластиковой бутылки»Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Гжель — русская сказка, или Вторая жизнь пластиковой бутылки» Гжель – русская сказка Белоснежный фон и кобальт – синяя краска… Вспоминается Гжель – русская сказка. Ледяная изящная голубая роза.

Мастер-класс по работе с бросовым материалом. Декоративное кашпо «Солнечные цветы» своими рукамиМастер-класс по работе с бросовым материалом. Декоративное кашпо «Солнечные цветы» своими руками Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению декоративного кашпо из бросового материала. Изготовить такое кашпо своими руками.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Фотоотчет о работе с природным материалом в 3–4 классах школы-интерната 4 видаФотоотчет о работе с природным материалом в 3–4 классах школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. В нашей школе-интернате каждый год проходят осенние выставки детских поделок из природного материала. И наши ребята.

Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Корзина подснежников для мамочки»Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Корзина подснежников для мамочки» Ну вот и март скоро наступит, а значит в детских садах начнется пора подарков. В феврале папам, а в первый месяц весны март мы будем поздравлять.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возраста Методические рекомендации при разучивании песни "Цыплята" с детьми младшего дошкольного возраста. Впереди весна, а значит в песенном репертуаре.

Библиотека изображений:

Публикация Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Харламова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2022 в 12:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД