Папки-передвижки

Методические рекомендации по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией

Зеленина Кристина
Методические рекомендации по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией

Многие авторы занимались проблемой комплексной коррекции нарушений у детей с дизартрией. Некоторые исследователи (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семёнова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Щербакова и др.) рассматривали данную проблему в аспекте преодоления отклонений при ДЦП. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Лалаева, И. Б. Карелина и др. авторы занимались разработкой методов преодоления нарушений у детей со стёртой формой дизартрии. Ниже представлены методические рекомендации по преодолению дизартрических расстройств в клинике реабилитации ДЦП и содержание логопедического воздействия при стёртой дизартрии.

Публикация «Методические рекомендации по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией» размещена в разделах

И. И. Панченко и Л. А. Щербакова, которые предложили систему работы по коррекции дизартрии у детей с ДЦП, считают, что коррекцию необходимо проводить комплексно с учётом необходимости медикаментозного и физиотерапевтического лечения и собственно логопедических мероприятий коррекционного характера.

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин предполагают, что логопедический аспект восстановления предусматривает:

• систему упражнений лечебной логопедической физкультуры;

• систему психологического воздействия;

• систему упражнений по фонематическому анализу слов и формированию воспроизводства фонем;

• нормализацию просодики речи;

• борьбу со слюнотечением.

И. Б. Карелина предлагает следующее содержание этапов логопедического воздействия при МДР.

Пропедевтический.

1. Обследование, массаж органов артикуляционного аппарата, коррекция общей и мелкой моторики.

Коррекция фонетической стороны речи.

1. Развитие фонематического восприятия, закрепление правильного голосоведения и дыхания.

2. Коррекция звукопроизношения.

Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

1. Активизация и расширение словаря.

2. Коррекция грамматический расстройств.

Методика преодоления фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова)

Основное внимание в методике преодоления фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой уделяется формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений и постепенное их усложнение. При разработке данной методики использованы некоторые упражнения, описанные в работах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Бот, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

В методику входят следующие упражнения по коррекции фонетических нарушений: по развитию кинестетической основы движений руки; по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений; по развитию динамической коррекции рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;по формированию кинестетической основы артикуляторных движений; по определению кончика языка (поднят или опущен); на различение узкого и широкого кончика языка; по развитию статики артикуляторных движений; по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений; на развитие динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики, и поскольку у детей со стертой формой дизартрии имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в методике указаны приемы для формирования интонационной выразительности речи, с учетом современных лингвистических представлений об интонации, а также особенностей интонационной структуры предложений в речи исследуемой категории детей.

Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествует ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фраз.

В методику включены комплексы упражнений на развитие восприятия ритма; на формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи (формирование общих представлений об интонационной выразительности речи; знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения; знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией, средствами их выражения и способами обозначения; дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи); на формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи (развитие силы голоса, высоты, интонационной выразительности, повествовательного, восклицательного и вопросительного предложений).

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у детей со стертой формой дизартрии осуществляется с учётом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. И. Галунов, Л. А. Чистович, Е. Н. Винарская). С учётом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребёнка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приёмы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

Методика включает следующие разделы по коррекции фонематических нарушений: формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне; формирование восприятии устной речи на фонологическом уровне.

В первый этап входят: формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов; формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука

Во второй этап включается: уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова.

Таким образом, в методике разработаны комплексы упражнений с учетом нарушенных компонентов речи при дизартрии и нарушенных психических процессов, характерных для детей со стертой формой дизартрии.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов ЛуллияМетодические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия Методические рекомендации для воспитателей Д. О. в создании дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:

Публикация Методические рекомендации по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зеленина Кристина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методические рекомендации по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией
Опубликовано: 9 марта 2021 в 10:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД