МААМ-картинки

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях

Нина Митрофанова
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях

Патриотическое воспитание представляет собой длительный процесс, и именно детский сад занимает важную роль на начальном этапе его формирования. Смысл этого процесса заключается в получении знаний о культуре и самобытности своей страны, из которых рождается любовь и уважение к своей стране, что и является патриотическим воспитанием.

Данный процесс предполагает под собой постепенное осознание и принятие ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил. Целью патриотического воспитания является осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации, Родине. Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.

Публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях» размещена в разделах

За последние годы произошли значительные изменения в стране, которые связаны с воспитанием подрастающего поколения, что обусловило переосмысление патриотического воспитания и его значения.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Эта работа должна носить систематический характер. Патриотическое воспитание можно разделить на три сектора:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Чтобы привнести ясность в данном процессе, мы рассмотрим каждое направление отдельно.

Русская музыкальная классика известна на весь мир. В произведениях русских композиторов черпают вдохновение люди по всему миру. Русская классическая музыка известна своей самобытностью, силой духа и красотой. Из данного ресурса можно черпать бесконечно, что является плодотворной почвой для воспитания дошкольников. Необходимо знакомить детей с музыкой русских классиков. К сожалению, уровень культуры населения довольно низок, и не каждый взрослый умеет слушать классическую музыку. Из этого вытекает логичный вопрос: «Как заинтересовать ребенка классической музыкой Ответ прост. Необходимо приучать ребенка к классике постепенно и начинать как можно раньше.

Необходимо, чтоб классическая музыка звучала на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Для того чтоб данный процесс протекал наиболее успешно, от музыкального руководителя требуется – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. В раннем произведения русских классиков должны звучать как фон. В работе с детьми младшего возраста не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре.

Таким образом мы можем вывести алгоритм ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.

Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии.

Классика должна быть использована в различных направлениях деятельности и не обязательно в разделе Восприятие музыки.

Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.

Начиная со старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

Не секрет, что русская классическая музыка родилась из русского фольклора, что объясняет ее самобытность. Русские композиторы зачастую использовали русско-народные песни в своих симфониях, операх и балетах.

Для того чтоб понимать и любить свою страну и свой народ необходимо понять и прочувствовать фольклор. Поэтому следующим этапом в формировании патриотизма у дошкольника является знакомство его с фольклором Родины.

Рассмотрим алгоритм работы в данном направлении.

Фольклорная музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии.

Фольклорная музыка должна быть использована в различных направлениях деятельности.

Использование фольклора во время досуга и праздников.

Особенно эффективной формой работы в данном направлении является «творческий проект». Русское народное творчество изучается углубленно, фронтально. Эта работа решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. В проектной деятельности участвует группа педагогов, которая состоит из музыкального руководителя, преподавателя по изодеятельности, воспитатели и родители.

Все участники проекта должны действовать согласованно, по единому разработанному участниками плану. Закончить такой проект желательно комплексным или интегрированным занятием. Длительность проекта примерно полтора месяца, но не более двух месяцев.

Третьим направлением в патриотическом воспитании является творчество современных композиторов, пишущих для детей. Содержание детской музыки построено таким образом, что воспитывает в детях : любовь к близким, к родному городу, к Родине. На мой взгляд, внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и многом другом.

Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, потому что если личность относится с любовью к своей стране, то она будет испытывать уважение к культурам других стран, несмотря на различия в мировоззрение. Также воспитание уважения и толерантности к другим народам необходимо в России, поскольку наша страна является многонациональной и многоконфессиональной. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).

В заключение хочу сказать, что именно дошкольное образование является фундаментом формирования личности, что объясняет особую значимость патриотического воспитания на данном этапе.

Список использованной литературы:

1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. - 82 - 92 с.

2. Бордовская., Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов Санкт-Петербург: Издательство “ Питер". - 2000 г.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., Москва: 1991 г.

4. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – Москва:2004 г.

5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. Москва: 1980 г.

6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, Москва: 1990 г.

7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - Москва: Сфера, 2004 - 112 с.

8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, Москва: 2007 г.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. – Москва: 2005 г.

Публикации по теме:

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возраста Методические рекомендации при разучивании песни "Цыплята" с детьми младшего дошкольного возраста. Впереди весна, а значит в песенном репертуаре.

Отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведем с младшей группы. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Библиотека изображений:

Публикация Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях
Опубликовано: 30 января 2022 в 18:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД