Трегуб Светлана
Методические рекомендации для воспитателей при проведении занятий по самопознанию со старшими дошкольниками
Методические рекомендации для воспитателей при проведении занятий по самопознанию со старшими дошкольниками
Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей при проведении занятий по самопознанию со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Учитывая эти особенности, программу поэтапного социально-личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути самопознания мы представили в следующих разделах: «Я среди других», «Что я могу?», «Я и другие». Базисной для всех этапов является идея: «К познанию мира - через познание себя».
Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.
Занятия по самопознанию проводятся в свободной форме : дети могут свободно перемещаться по групповой комнате, занимать удобное положение на ковре и стульях
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотели заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времён и попробуйте понять, что вы сделали не так
Если не знаете, как воздействовать остановитесь. В процессе занятий с детьми могут произойти инциденты, возникнуть трудные ситуации, устранить которые сразу не получается. Переключите внимание детей на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами или с чей-либо помощью понять это происшествие.
Устранить из вашего общения с детьми те формы воздействия, которые вызывают у низ протест. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребёнка. А просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент занятий т. к. наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятий.
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Во время занятий Вы такой же участник, как и дети. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети
Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний даже если Вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребёнка, а значит навредить ему.
Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.
Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме
Используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка – улыбку, подбадривание, пожатие руки, поглаживание по голове и т. д., что подскажут ваши руки и сердце