МААМ-картинки

Методические рекомендации для воспитателей общеобразовательных групп «Подготовка и обучение грамоте»

Наталия Юрьевна Кукушина
Методические рекомендации для воспитателей общеобразовательных групп «Подготовка и обучение грамоте»

Сущность подготовки к обучению грамоте.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует понять особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей общеобразовательных групп „Подготовка и обучение грамоте“» размещена в разделах

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи – это важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи; является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи.

Показателями определённого уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются умения : сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах её решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

В детском саду необходима двусторонняя связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма в психологии рассматриваются, как процессы кодирования и декодирования устной речи значение каждого слова закодировано в определённом комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (буквы, соотнесённый с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо перекодирование устной речи.

Механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (Д. Б. Эльконин). Обучение чтению сводиться к запоминанию значений отдельных знаков. В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Для обучения чтению необходим звуковой анализ слов для перекодирования. Обучение чтению включает : членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звукобуквенное, процесс перекодировки в нём обеспечивается звукобуквенным анализом слов. Поэтому психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы нельзя понять чтение.

В современной методике применяют звуковой аналитико-систематический метод обучения грамоте.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-систематической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Система работы с детьми.

Ознакомление со словом.

Работа ведётся в 2 этапа.

1. Выделение значения слова. На этом этапе важно раскрыть слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой – то предмет, явление, действие, качество. Это облегчает проведение словарной работы, «делового общения» с детьми, повышает действенность методических приёмов, позволяет более точно формулировать задания, направленные на ознакомление детей с речью как языковой действительностью.

2. Рассмотрение формы слова (его звуковой оболочки). Знакомство детей со словом и звуком речи начинают ещё в средней группе, при выполнении упражнений по звукопроизношению, обогащению словаря ребёнка и т. д.

Здесь они подводятся к пониманию значения слова «слово», к пониманию словесного состава речи.

В старших группах начинается специальное формирование такого понимания. Ознакомление со словом начинается с понятия «слово» как единица речи.

Слово дошкольниками не отделяется от предмета, они неподозревают о том, что слово имеет свою собственную жизнь и собственности строения. Лишь в результате специального обучения позиция ребё нка относительно речи приобретает теоретический характер: они начинают выделять элементы речи, её законы, и осознано оперировать ими.

Для развития мыслительного аппарата используются игровые упражнения: «Скажи какое – нибудь слово», «Подскажи словечко», «Я скажу одно слово, а ты в ответ другое», и т. д.

Далее даётся практическое усвоение понятий «живой» и «неживой». Теоретические сведения о существительном как грамматическом классе слов детям не предлагаются, да и не могут быть предложены на этом этапе, но целесообразно расширять понятие о предмете, обратив внимание детей на способность этих слов служить при общении ответом на вопрос, кто это? или что это? На эти вопросы могут служить ответом слова: название предметов, растений, животных, человека, слова называющие явления природы (гроза, ветер, буря, состояние человека (радость, удивление т. д.) Так постепенно у детей создаётся представление о целом классе слов, которые выполняют одну и ту же работу в процессе общения – могут помочь при ответе на вопрос кто это? или что это. Игровые упражнения: «Поймай живой предмет» (хлопнуть на живой предмет, «Назови правильно» (назвать из ряда слов только живые или неживые предметы).

Слова, называющие действие и признаки предметов, расширяют представление о функции слова.

Образование прилагательных от существительных со значением соотнесённости с материалом, из которого он сделан. Здесь вопросы, какой? какая? какое? позволяют отнести к словам, называющим признаки не только слова деревянный, красный, круглый, но и ловкий, хмурый, весёлый.

Игровые упражнения: «Угадай что у меня?», «Помоги Незнайке исправить ошибки» и т. д.

Усвоение слов обозначающих действие, состояние, название отношений.

Содержание этой работы дети усваивают не в виде формулировок и определений, а в форме практических навыков работы со словом.

Ознакомление с предложением.

Первоначальная работа с предложением велась в младших группах при составлении рассказов. Дети обучались грамматически правильному построению предложений.

Основные задачи по этому разделу в старших группах, состоят в обучении детей составлять предложения из 2 – 4 слов, членить предложения такого же состава на слова с указанием их последовательности. Формирование представления о предложении начинается с практического знакомства с термином «предложение» без грамматического определения и со схемой построения. Работа со схемами полезна, она наглядно показывает количество предложений в рассказе и количество слов в предложении, выделяются динамика предложения, следование слов одного за другим.

При ознакомлении с предложением можно выделить промежуточные задачи:

Смысловая сторона предложения как единица речи. Решается путём введения предложения противопоставленному набору отдельных слов. Работа с готовым или составленным рассказом.

Игровые упражнения, «с какого предложения начинается рассказ?», «составь схему рассказа», «сколько предложений в моём рассказе?», «составь рассказ из 3 – 4 предложений».

Формирование способа определения отдельности слова в речевом потоке. В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и её форму.

Первые занятия, на которых дети учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения проводятся с использованием наглядности (картин, игрушек, схем, далее вводятся устные упражнения: «живые слова», «составь схему предложения».

Выбор предложений для моделирования должен соответствовать данному этапу. Предложения должны быть короткими (2 – 4 слова, несложными, в их составе не должно быть союзов, предлогов, местоимений.

Формирование представлений о связи между смыслом предложения и его составом. В предложении терять слова нельзя, их можно заменять: мама моет посуду. Дочь моет посуду. Разрушение и восстановление линейности предложения способствует осознанию свойств речи – членораздельности и последовательности составляющих её единиц.

Игровые задания «живые слова», «замени словечко» т. д.

Дидактические принципы подготовки к обучению грамоте.

Обучение, подготавливающее к чтению и письму, основывается на известных дидактических принципах обучения детей дошкольного возраста.

Научность

Доступность

Систематичность и последовательность

Наглядность обучения

Индивидуальный подход к детям

Применение этих принципов при ознакомлении детей с языковой действительностью имеет свои особенности.

Наглядность и доступность обучения. В детском саду детям сообщают элементарные, но достоверные сведения о предложении, слове, слоге, звуке, исходя из современной научной характеристики этих элементов языка. Источником знаний детей о слове служат объяснения, рассказы воспитателя. Объём соответствующих посильных, доступных знаний и умений, которыми должны овладеть дети на разных возрастных этапах, установлен исследованиями психологов, педагогов и отражен в программе детского сада.

Доступность обучения достигается также выбором форм, приёмов обучения. С учётом возрастных особенностей познания элементов языка предпочтение отдаё тся наблюдениям над языком: умственным действиям, направленным на анализ речи; игре, моделированию предложения, слова, слога; использованию символов для обозначения звука, слога, предложения. Требование доступности предполагает ещё и учёт уровня речевого развития, специальной подготовки, которую дети получили на предыдущем возрастном этапе.

Систематичность и последовательность предполагают логический порядок в формировании представлении о языке, в выработке навыков анализа речи, в усвоении круга знаний о языке.

Программный материал в течение года, квартала, месяца, недели должен распределяться так, чтобы обеспечить повторение, постепенное усложнение программных задач, установление связей между обучающей и другими видами детской деятельности.

Распределение программного материала – это творческий процесс, требующий от педагога знаний языка, психологии, особенностей дошкольного обучения, познавательных возможностей данной возрастной группы, каждого ребёнка в отдельности. Для обеспечения систематичности и последовательности подготовки к обучению грамоте педагог должен таким образом организовать работу, чтобы научить детей началам обобщения.

Сознательность и активность. Знания детей будут прочными при сознательном и активном их усвоении. Это достигается практическим характером обучения, в ходе которого дошкольники сравнивают языковые и речевые факты (предложения, слова, звуки, делают выводы, обобщения.

Сознательность усвоения знаний о языке во многом зависит и от содержательности заданий, от того, как дети умеют слушать и слышать педагога, точно выполнять его указания, инструкции, а также от их умения рассказывать, чему и как они учились на занятии.

Для активного и сознательного усвоения детьми программного материала необходимо организовывать разнообразную речевую практику (задания должны побуждать детей к слушанию, к проговариванию, выражению своих мыслей, к реализации осваиваемых умений) с использованием различных приёмов обучения.

Активизация познавательной деятельности детей обеспечивается и тогда, когда говорение сопровождается материализацией структуры слова, слога, предложения, а также графическими действиями по изображению предложения, слова, слога и звука.

Сознательному усвоению знаний о языке, приобретению умений анализировать речь во многом способствует также организация самоконтроля.

Для развития познавательной активности детей в процессе обучения, подготавливающего их к чтению и письму, необходимо чаще предлагать задания на сравнение языковых фактов (артикуляции, звучания, звукового состава слов, слогов). Организацию элементарной поисковой деятельности в процессе наблюдений над звуками речи (гласные, твёрдые и мягкие согласные, ударный слог в слове и тд.). Учить делать на этой основе выводы, обобщения.

Наглядность обучения обеспечивается вовлечением в познавательную деятельность ряда анализаторов.

Деятельность слухоречевого анализатора активизируется при развитии фонематического слуха, при обучении звуковому анализу, при ознакомлении со звуками речи, с предложением, словом, слогом.

При изучении звуков речи и их характеристик, при обучении интонированию, при формировании представлений об особенностях предложения, слова, слога деятельность слухового анализатора дополняется движениями артикуляционных органов (проговариванием).

Решению ряда дидактических задач способствует зрительный анализатор. Зрительно ребёнок воспринимает не сами элементы звучащей речи, а изображающие их символы (предложение и слово – полоски разной длины, звук и звуковая структура слова – фишки и схемы, слог – полоска, картинка разрезанная пополам и др.). Зрительное восприятие такой наглядности, а также действия с нею позволяют ребёнку сначала «увидеть» элементы языка, а затем, на этой основе, думать о них.

Наглядность в подготовке к чтению – это показ детям элементов звучащей речи. Педагог демонстрирует ударный (безударный) слог, твёрдость (мягкость) согласного, наличие (отсутствие) того или иного звука в слове и т. д. А поэтому наглядностью может служить и речь педагога, и речь самих детей, дидактические рассказы, сказки, стихи, пословицы, поговорки. Языковая наглядность не исключает использования иллюстративной, изобразительной (репродукции, картинки, схемы, а также предметной (игрушки, фишки, палочки, полоски, кружочки и пр.) наглядности.

Индивидуальный подход к детям. У детей наблюдается разный уровень развития, разное соотношение произвольного и непроизвольного внимания, различное отношение к заданиям педагога, направленным на анализ речи; по – разному дети овладевают знаниями и умениями в области языка. Имеются и другие индивидуальные особенности, влияющие на усвоение программных задач. Чтобы научить каждого ребёнка ориентироваться в звучащей речи, педагог должен постоянно изучать уровень знаний и умений своих воспитанников. Зная индивидуальные различия в усвоении программного материала, педагог может определить содержание дополнительных занятий с подгруппами и отдельными детьми в другие режимные моменты, внести необходимые изменения в методику обучения, правильно организовать повторение, работу с родителями.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. "Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников".

2. Журова П. "Обучение грамоте в детском саду".

3. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г. "Готов ли ваш ребёнок к школе".

4. Новоторцева Н. В. "Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду"

5. Сохина Ф. А. "Развитие речи".

6. Ушакова О. С. "Придумай слово"

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до» Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Проблема планирования непрерывной.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ»Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ» До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей общеобразовательных групп «Подготовка и обучение грамоте»
Опубликовано: 31 января 2024 в 18:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для воспитателей общеобразовательных групп «Подготовка и обучение грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Юрьевна Кукушина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД