Папки-передвижки

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по декоративному рисованию на тему «Роспись по народным мотивам»

Циммер Т А
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по декоративному рисованию на тему «Роспись по народным мотивам»

Роспись по мотивам Хохломы

Методика ознакомления дошкольников с хохломской росписью предусматривает комплекс дидактических тенденций, включающих обучающую систему занятий, ознакомление с ремеслом хохломских мастеров, творческими принципами хохломской росписи. Очень важно практическое выполнение детьми элементов, мотивов и композиций хохломского орнамента, а также как логическое завершение, воплощение их в материале.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по декоративному рисованию на тему „Роспись по народным мотивам“» размещена в разделах

Последовательность изучения хохломского народного орнамента должна быть строго продумана, отбор содержания изучаемого материала необходимо систематизировать с учетом возрастных особенностей дошкольников и их художественной подготовленности.

Принято считать, что детей дошкольного возраста знакомить с Хохломской росписью надо с 5 лет, т. е. в старшем дошкольном возрасте. Однако можно начинать знакомство детей с хохломской росписью постепенно с 3-лет, опосредованно. Для этого в развивающей предметно-пространственной среде поместить предметы с орнаментом «Хохлома», это могут быть в игровом уголке детские стульчики, столы, кроватки для кукол, детская игровая посуда. На обеденном столе – подставки под салфетки. В уголке изобразительной деятельности – семеновские матрешки, книжки-раскраски по мотивам хохломской росписи. В конце учебного года во второй младшей группе можно использовать рисование элементов хохломской росписи нетрадиционными техниками (ватными палочками, пальчиками, штампами) дорисовывая узор (часть узора рисует педагог заранее).

С детьми 4-х лет (средний дошкольный возраст) нужно продолжать использовать раскраски, добавляя мелкие элементы и более сложные (смородинки, птицы, несколько цветов). Дидактические игры типа «Дополни узор» на различных фонах (красном, черном, желтом). В совместной образовательной деятельности делать аппликацию с элементами хохломской росписи из готовых форм. Педагог дает на слух название элементов росписи, строя игровые сюжеты в двигательной деятельности детей, рассказывая различные истории и сказки.

Для индивидуального рассматривания на занятиях ребёнок получает крупные по величине изделия – образец с чётко нарисованным узором. Но узор располагается в различных композициях.

Главная схема композиций узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию – завиток, или как называют его мастера «кривуль». На нём располагается самый крупный элемент рисунка – цветок, затем листья, ягоды, а потом идёт «раживка» – травка, мелкие ягодки, штрих. Всё это рисуется на изделии изящным росчерком концом кисти, точным мазком умелой руки. Следует заметить, что научить детей младшей и средней группы рисовать кистью мазки сразу по всей форме не просто. Ребёнок должен научиться примакивать кистью аккуратно, последовательно, затем повторяют мазки, но ставят кисть иначе, т. е. в разное положение, вначале концом, затем нажимая всей кистью и подняв её чуть вверх (получается мазок словно листик). Дети учатся располагать мазки в узор, ориентируясь на центральную линию. К концу года можно предлажить детям располагать мазки в композицию на круглой, квадратной формах, составлять цветы листья и другие узоры.

Для того чтобы начать знакомить детей с тем или иным декоративным видом росписи, в данном случае – хохломской, воспитатель должен сам хорошо знать значение декоративного рисования, историю Хохломы, затем уже непосредственно, методы ознакомления с Хохломой.

Должен уточнить последовательность усложнения элементов и композиций узора при обучении. Подобрать предметы – образцы наиболее высокого качества, доступные для восприятия дошкольников. А затем можно начинать работу с детьми.

Со старшего дошкольного возраста (5-6 лет) нужно начинать активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомить с элементами росписи (осочки, завитки и т. п., используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. Начинать учить рисовать сложные элементы – усики, завитки, используя образовательные обучающие ситуации.

С детьми 6-7 лет – «капельки», соединяя два приема рисования : концом кисти и «примакивание» (нажим на всю кисточку, «кустики». Начинатьем учить рисовать узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Используя как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на целом листе бумаги.

Роспись по мотивам городецкой росписи

Знакомство с городецкой росписи начинают со старшего дошкольного возраста.

Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании обращается внимание, во-первых, на особенности городецкой росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать : точки, дуги, капельки.

Далее знакомим детей с новыми элементами – волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух, городецкой лошадкой.

В работе можно использовать различные рабочие тетради, раскраски, шаблоны.

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора – это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы – это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками – округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга – в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи :

1. Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много – краска потом станет отслаиваться.

2. Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки – чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

3. Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи – продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода – для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент – напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкая роспись – не слишком простая тема для рисования, поэтому подразумевает индивидуальный подход на занятии. Так, более сильные ребята могут изображать усложнённый узор (например, большее количество цветов и листьев в гирлянде, попробовать нарисовать птицу. Кроме того, таким детям нужно разрешать создавать за одно занятие сразу две композиции – разноплановых, например, одну с розаном, а другую – с бутоном.

Выполнение росписи по мотивам Гжели

Гжельская роспись доступна для детей 5-7 летнего возраста. Технически дети обучаются правильно наносить мазок кистью с нужным нажимом.

Ребенок в подготовительном периоде учится рисовать по трафаретам, затем поэтапно прорисовывает простые элементы росписи, узнавая стиль и «набивая руку».

1. Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей. Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве). Тренировка мазка на бумаге.

2. Роспись по трафарету (раскраске, проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.

3. Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.

При рассматривании с детьми изделий или изображений с росписью, внимание акцентируется в первую очередь, на стилевых особенностях росписи, во вторую, на способность художественной композиции выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в заключение, важно подчеркнуть яркость, насыщенность и лаконичность цветового решения, используемых в росписи.

Ребенок в подготовительном периоде учится рисовать по трафаретам, затем поэтапно прорисовывает простые элементы росписи, узнавая стиль и «набивая руку».

Работу по обучению детей декоративному рисованию можно построить в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с изделиями, расписанными гжельской росписью;

2. Отработать с детьми навыки выписывания кистевых мазков;

3. Отработать с детьми навыки рисования гжельских узоров :

4. Отработать с детьми навыки составления композиций декоративной росписи в стиле «гжель».

В начале обучения старших дошкольников кистевому письму, важно научить их правильно держать кисть. При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти.

В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие «капелька», «мазок с тенью».

1. «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента – завитки, волны и т. д. : базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними. Вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития, это (прямые линии различной толщены, точки и сеточки). Точки делаются при помощи ватной палочки. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

2. «Капелька» – прием сплошного мазка. Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Простым промакиванием такого эффекта, получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким мазком. С помощью него выполняются листочки, веточки, лепестки многих цветов.

3. «Мазок с тенью». Наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или один, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче. Дети учатся наносить с начало в одну сторону, потом в другую. С помощью этого мазка учим детей рисовать гжельскую розу. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.

Публикации по теме:

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке»Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке» Цель: формирование навыков декоративного рисования. Задачи: - продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группеКонспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группеКонспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка»Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа)Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа) План – конспект ООД для детей подготовительной группы по декоративному рисованию. Тема: «Завиток». Старший воспитатель Браништи Е. А. Цель:.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до» Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Проблема планирования непрерывной.

Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Для проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5-7 лет на тему «Роспись каргопольского петушка» необходимо для начала самой.

Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ»Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ» До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны.

Библиотека изображений:

Публикация Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по декоративному рисованию на тему «Роспись по народным мотивам» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Циммер Т А на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по декоративному рисованию на тему «Роспись по народным мотивам»
Опубликовано: 13 октября 2021 в 21:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД