МААМ-картинки

Методические рекомендации для родителей «Экспериментальная деятельность с дошкольниками осенью»

Линара Вильданова
Методические рекомендации для родителей «Экспериментальная деятельность с дошкольниками осенью»

Почему желтеют листья?

В осенних листьях содержится 3 вида пигментов, от их сочетания и зависит цвет:

• желто-оранжевые — каротиноиды,

• зеленые — хлорофиллы,

• красные — антоцианы.

В зеленых листьях всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды.

Весной и летом каротиноиды так маскируются, что их незаметно — мы видим зеленую листву. Осенью начинается распад пигментов, постепенно прекращается выработка хлорофилла — листья меняют цвет. Хлорофилл разрушается быстрее всего, поэтому листва осенью из зеленой превращается в желтую (остаются каротиноиды). Красный пигмент вырабатывается осенью лишь у некоторых растений.

Публикация «Методические рекомендации для родителей „Экспериментальная деятельность с дошкольниками осенью“» размещена в разделах

Почему осенние листья разного цвета?

В природе нет двух растений, которые имели бы абсолютно одинаковый цвет.

В каждом растении разное количество пигментов и они распадаются с разной скоростью. На цвет влияет также и само строение ткани листа.

В некоторых листьях осенью увеличивается количество каротиноидов (отвечают за желтые оттенки, в некоторых появляются антоцианы (отвечают за красные оттенки).

Каротиноиды и антоцианы устойчивее хлорофиллов, поэтому листья быстро меняют зеленый цвет на желтые и оранжево-красные оттенки.

У некоторых деревьев и кустарников антоцианы вообще не образуются, поэтому их листья желто-зеленые или желтые.

Окраска листьев зависит еще и от освещения, температуры воздуха, наличия воды. Одно и то же дерево может менять цвет по-разному в разные годы или просто потому, что растет в разных местах и при разных погодных условиях.

Летом листья зеленые. В зеленых листьях всегда присутствует зеленые и желтые пигменты. Хлорофиллов в листьях так много, что они затмевают другие цвета.

Хлорофилл поглощает солнечный свет и использует его энергию для синтеза питательных веществ с образованием кислорода. Но дни становятся короче, и листья начинают получать меньше энергии солнечного света. В результате хлорофилл постепенно перестает вырабатывается, а листва теряет свой зеленый цвет. В листьях остаётся не так много хлорофилла, поэтому на первый план выходят другие пигменты.

Ксантофиллы и каротины устойчивее хлорофиллов, из-за этого листья быстро меняют зеленый цвет, приобретая желтые оттенки.

А вот красный пигмент вырабатывается осенью не у всех, а лишь у некоторых растений. Краснеют листья только у тех растений, у которых есть ген красных пигментов антоцианов. Антоцианы образуются под влиянием ультрафиолета. Поэтому чем солнечнее осень, тем больше будет красных оттенков среди листвы растений.

Опыт для детей: как освещенность влияет на окраску листьев

Осенью дни становятся короче, следовательно, растения получают меньше света. Попробуем в домашних условиях повторить ситуацию:

1. Возьмите крупный лист, который еще не начал желтеть.

2. Половину листа заклейте черной бумагой (ограничьте доступ света).

3. Поставьте лист в стакан с водой и поместите в хорошо освещенное место.

4. Примерно через неделю снимите бумагу и сравните половинки листа.

Выводы:

Та часть листа, которая была прикрыта черной бумагой, пожелтела первой. Делаем вывод: хлорофилл распадается быстрее, если лист получает меньше света.

Задание. Можно для сравнения поставить в воду листья разных деревьев и сравнить, какие пожелтеют быстрее. Сравнить, как изменятся молодые и старые листья одного и того же растения.

Опыт для детей: как кислород влияет на разрушение хлорофилла

1. Возьмите стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.

2. Опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.

3. Стакан поставьте в темное место.

4. Через 3–5 дней вы заметите, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела.

Выводы:

В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.

Гигрометр из шишки

Дождливая осенняя нашептала нам, что из всего одного предмета, валяющегося под ногами, можно создать удивительный прибор для прогнозирования погоды.

Вам понадобится:

• Сосновая шишка

• Синельная проволока

Наша фото-инструкция подробно описывает процесс изготовления гигрометра, все очень просто. Смысл в том, что сосновые шишки открываются и закрываются в зависимости от влажности, чтобы помочь рассеивать семена только. Когда сухо. Когда же повышается влажность, шишка закрывается, чтобы семена не выселись близко от родительской особи.

Для изготовления гигрометра привяжите к одной из крупных чешуек шишки проволоку и сделайте из нее стрелку. Сделайте наклейки с надписью сухо/ влажно и поставьте шишку в воду (предварительно запомнив, куда указывает стрелка в сухом состоянии). Буквально через некоторое время чешуйки шишки раскроются, а стрелка отклонится, показывая, что влажность воздуха изменилась. Ну не чудеса ли?

Тыква, выросшая в тыкве

Необычный эксперимент, наглядно показывающий круговорот всего живого в природе. Нужно просто разрезать маленькую тыкву и убедиться, что там есть семена. Теперь наполните тыкву землей (доверьте этот этап детям) и поливайте ежедневно. Где-то примерно через неделю семена должны проклюнуться. Росток тыквы внутри старой тыквы – настоящий круговорот жизни в природе. И это завораживает не только детей, но и взрослых! Теперь главное придумать. Что делать с молодым ростком!

Дыхание листьев

Вам понадобится:

• Миска с водой

• Листья

Этот эксперимент интересен по двум причинам. Во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьев, как о "живых" существах. А, во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Налейте в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли). Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка - подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.

Рисование по листьям

Это не эксперимент, а творческое занятие. Но уж очень интересное.

Вам понадобится:

• Пергамент/ вощеная бумага

• Калька

• Алюминиевая фольга

• Мелки

• Масляная пастель

• Цветные карандаши

• Несколько крупных листьев

Творчество заключается в том, чтобы подложить лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховать сверху, проявляя узор листа. Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельно, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. В общем, для маленького ребенка такое занятие – целый ворох открытий!

Осень на ощупь

Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно, а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.

Вариант для дошкольника : наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом. Очень полезное занятие, честно-честно.

Занимательная хроматография

Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам. Поехали?

Вам понадобится:

• Банки (столько, сколько листьев)

• Ступки и пестик (или ложка) для растирания листьев

• Медицинский спирт

• Фильтры от кофе (идеальная для впитывания поверхность)

• Листья

Возьмите несколько листьев, которые уже поменяли цвет, и несколько еще зеленых листьев. Начните с зеленого. Разорвите листок и положите его в ступку. Растирайте, пока не выдавится сок. Затем переместите месиво в банку. Повторите со всеми листьями всех цветов. Не забудьте надписать банки, чтобы не забыть, в какой из них находится тот или иной лист. Теперь самая пахнущая часть эксперимента! Возьмите пару медицинского спирта и налейте в каждую банку с листьями. Потом надо аккуратно нагреть спирт с помощью водяной бани. Можно и не нагревать, но тогда нужно будет подождать ночь или даже сутки. Если вы нагрели спирт, то уже через 30 минут увидите, как пигменты листа окрашивают спирт. Нарежьте полоски фильтра и поместите один его конец в банку, а другой свесьте через край. Через час-два вы уже увидите, как пигменты впитались в фильтр. Разглядывать их – особое удовольствие. Например, если у вас был разноцветный лист, то пигменты расслоятся на фильтре, как радуга. Кстати, очень интересно, что пигменты разных цветов впитываются с разной скоростью. Так, зеленый пигмент оказался менее растворим, чем желтовато-зеленый, поэтому он впитывался и двигался по бумаге медленнее.

Призрачные листья.

Для начала - надо аккуратные, небольшие листочки положить в любую тару, которую не жалко, и залить хлорным отбеливателем.

И наблюдать: наша задача - дождаться, когда листья станут прозрачными, но не передержать их, иначе они буквально растворятся. Крышечкой лучше закрыть, чтоб запах хлорки по всему дому не витал.

Достаем листочки, когда они вот такие, как на фото - прозрачные и еще эластичные:

Можно счистить мякоть с листьев при помощи зубной щетки. Скелетирование называется.

Лучше всего скелетируется береза, дуб. Хуже - клен и другие тонкие листочки.

Сушим листочки сначала на пленке, а потом - в книге. Вот такие тоненькие и беленькие они получаются в итоге. Очень нежные и красивые! Да, не без брака, да, большую часть дети растащили на поделки, а что-то еще не подсохло до конца.

А теперь - самое интересное!

Кладем листочек на плоскую поверхность (у меня бумага для выпечки, и капаем на листок пищевые красители. Можно один цвет использовать, можно - разные.

Теперь листочек нужно положить между двумя листами бумаги (снова той же, для выпечки) и прогладить горячим утюгом.

На листок сверху я налила эпоксидной смолы. Подложка - обычная пищевая пленка, натянутая на доску. Надо добиться эффекта небольшой линзы, распределяя смолу по листу.

Обязательно накрываем колпаком, чтоб пыль не оседала, и даем смоле застыть. Примерно 7-8 часов до первой, чуть резиновой стадии затвердевания. Потом листик можно перевернуть и залить другую сторону.

И повторять заливку можно сколько угодно раз, на ваше усмотрение. Не забывайте, главное - накрывать колпаком всегда - пыль с поверхности и, соответственно, неровности - убрать будет сложно.

Можно и как кулон использовать, и как брелок или магнит на холодильник - на что фантазии хватит) А можно -сделать необычный "стеклянный гербарий". А что - это идея!

Публикации по теме:

Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки»Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки» «В поисках Невидимки» Опытно - экспериментальная деятельность. Дистанционная работа с дошколятами. Цель: Дать детям знания, что нас окружает.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Библиотека изображений:

Публикация Методические рекомендации для родителей «Экспериментальная деятельность с дошкольниками осенью» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Линара Вильданова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей «Экспериментальная деятельность с дошкольниками осенью»
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 14:59
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД