МААМ-картинки

Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей создания предметов

Елена Малхасян
Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей создания предметов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Развитие познавательных способностей

у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания предметов»

МалхасянЕ. С. ,

воспитатель МБДОУ д/с№22

города Ставрополя

Публикация «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей создания предметов» размещена в разделах

В настоящее время современная педагогическая наука проявляет интерес к личности ребенка, его способностям, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Проблема развития познавательных способностей детей давно привлекала внимание психологов и педагогов (Венгер Л. А., Волкова С. И., Дружинин В. М., Запорожец А. В., Котырло В. К., Кульчицкая А. И., Лейтес Н. Л., Матюшкин А. Н., Менчинская Н. А., Моляко В. О., Охулкова И. В, Поддьяков Н. Н., Пономарев Я. А., Скрипченко А. В., Столярова Н. М., Теплов Б. М. ,Усова А. П., Шадриков В. Д., Эльконин Д. Б.).

Большое значение для развития познавательных способностей ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Отечественные исследователи предметного мира С. А. Козлова, О. В. Дыбина-Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке.

Предметная среда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями; определенным образом действовать с ними; занимает активную позицию по отношению к предметному окружению, предполагающую стремление преобразовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями (О. В. Дыбина). Последнее становится возможным при ознакомлении дошкольников с историей создания и преобразования человеком предметов и развития на этой основе способности к прогнозированию изменения объектов. Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии.

Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее, своих ценностных ориентаций.

Актуальность и значимость проблемы на современном этапе повлияла на выбор темы работы: «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания предметов».

Цель опыта работы - создание условий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания предметов.

Основные задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования и развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания предметов.

3. Разработать систему организованной совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста для развития представлений о предметном мире.

Этапы реализации работы:

I этап. Организационный:

1. Изучение и анализ методической литературы по теме.

2. Оснащение предметно- пространственной развивающей среды.

II этап. Внедренческий

1. Проведение работы с детьми по развитию познавательных способностей через ознакомление с историей создания предметов.

2. Привлечение родителей к работе по ознакомлению с историей создания предметов.

III этап. Обобщающий

1. Определение эффективности проведённой работы.

2. Анализ полученных результатов.

Одним из условий успешного развития познавательных способностей дошкольников, является грамотное создание предметно - развивающей среды. Она позволяет закреплять полученные знания о предметах, развивать способность ставить перед ребенком познавательные задачи и находить пути их решения.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка учитывая, его склонности, интересы, уровень активности.

Для расширения кругозора детей о мире предметов, в группе размещены энциклопедии: «Почемучка», «Что нас окружает», «Все обо всем», «Хочу все знать», книги, изготовленные совместно детьми и родителями: «История часов», «Откуда взялся компьютер», «История письменности» и др.

Для этой же цели в группе создана видеотека познавательного содержания : мультфильмы и презентации; подборка дидактических игр, способствующих развитию ретроспективного взгляда на создание предметов, развитию познавательного интереса, например: «Эволюция вещей», «Что за чем?», «Откуда пришел предмет», «Подбери пару», «Небылицы» и другие.

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в экспериментальном центре располагается разнообразное оборудование для опытов: емкости и приборы для исследования, разнообразные предметы для проведения опытов Предлагаются доступные для ребенка инструменты и приборы (циркуль, лупа, весы, термометр, простые механизмы (система шестеренок, рычагов, действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно - следственных связей между вещами и событиями. Здесь же размещаются образцы, из которых делают предметы (ткани, металл, пластмасса, дерево, бумага, стекло).

В экспериментальном центре находятся алгоритмы описания свойств и качеств предметов, с помощью которых дети учатся составлять рассказы или загадки о предметах, карточки, содержащие графические (наглядные) модели (схемы - таблицы, графические лабиринты).

Для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его развитии.

Эффективным средством повышения познавательной активности дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т. е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу : ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

Для повышения познавательного интереса к предметному миру у детей, были использованы следующие формы и методы работы:

Создание проблемной ситуации.

С. Л. Рубенштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

Поставленная проблема побуждает детей мыслить, ориентирует на дальнейшее исследование объекта. Она помогает педагогу мотивировать детей на изучение предметного окружения, и направить исследование в нужное русло. Темы проблемных ситуаций могут быть различны: «Как люди жили без домов?», «Из чего лучше сделать окно?», «Почему звенит колокольчик?», «Можно ли сделать из стекла сапоги?», «Чем почистить зубы, если нет зубной щетки?».

Беседы – рассуждалки.

Воспитатель побуждает детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и сказать, что общего у всех предметов «Что у них общего?» «А как вы думаете, чем они отличаются?». Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Что произойдёт, если оживут все предметы, «Что могла сказать машина, если бы ожила?».

Непосредственно организованная образовательная деятельность.

Большой интерес у детей вызывают занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к Фиксикам», «Путешествие по реке времени» и другие. Дети во время путешествия проходят испытания, преодолевают препятствия, выполняют задания на развитие внимания, памяти, мышления. В игровой форме узнают про прошлое, настоящее и будущее предметов. Для подготовки занятий, были использованы методические пособия «Что было до… Игры путешествия» Дыбина О. В., «Из чего сделаны предметы : игры - занятия для дошкольников».

Повышать познавательный интерес помогают занятия в форме КВН. Дети систематизируют, уточняют знания о предметах в соревновательно -игровой форме, что помогает поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

Экспериментальная деятельность.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, развитие наблюдательности, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В процессе опытно - экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами различных предметов. В экспериментальной работе с детьми мы использовали схемы и алгоритмы. Например, дети обследуют предмет по заданному алгоритму (пиктограмме). Подводя итог, дети составляют рассказ о предмете по алгоритму (размер, вес, цвет, звонкость, температура поверхности и т. д). Можно сказать, что экспериментальная деятельность не только позволила всесторонне рассмотреть свойства и устройства предметов, но и позволила ребенку развить познавательный интерес и познавательные способности.

Презентации, мультфильмы по теме.

Для повышения эффективности образовательного процесса, используются информационные технологии: показ презентаций, мультфильмов познавательного содержания. Презентации используются как готовые (Интернет-ресурсы, так и собственные («Шляпная история», «О чем расскажет открытка», «Песенка рояля»). Информационные технологии позволяют увеличить объём предлагаемого материала и разнообразить формы его подачи.

Дидактические игры.

Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, мышление, повышают знания об окружающем мире.

Игры-загадки, игры- отгадки» : «Угадай, какой предмет загадан», «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет, «Назови предмет» и т. д.

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Для чего нужна вещь?», «Найди предметы, облегчающие труд человека в быту», «Собери предмет», «Продолжи линию», «Дорисуй», «Измени рисунок», «Что предмет расскажет о себе, «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: веник - пылесос, счеты – калькулятор). Развитие ретроспективного взгляда на создание предметов, развитие познавательного интереса, психических процессов способствуют игры «Эволюция вещей», «Что за чем», «Откуда пришел предмет».

Таким образом, в игровой форме дети усваивают или уточняют тот или иной программный материал, приучаются одновременно наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, описывать предмет, его действия, качества, тем самым развивать познавательные способности.

Проектная деятельность.

В проектной деятельности происходит интеграция образовательных областей программы, развитие познавательных, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей.

Вместе с детьми и родителями были реализованы проекты: «Кукол в платья наряжали», «История ручки», «История расчески», «О чем расскажет открытка», «Наши домашние помощники», «Откуда пришла посуда», «Как появился рояль», «Автомобильная история», «Секреты шкатулки».

Экскурсии в музеи.

Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей. Экскурсии в Краеведческий музей им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, Музей истории казачества, Краевой музей изобразительных искусств обогатили знания детей о жизни и быте людей, познакомили с домашней утварью прошлого, орудиями труда.

В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и посещение музеев в других городах.

Создание мини-музеев в группе

Для осуществления работы по ознакомлению с историей создания вещей, была использована такая форма работы, как создание мини-музеев. Совместно с родителями воспитанников были созданы : мини-музей открытки, мини-музей ручек, мини - музей расчесок, мини-музей тарелок, мини-музей кукол, мини-музей пуговиц. В настоящем музее ничего трогать нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

- Создание лэпбуков.

Лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка, в которой собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Совместно с родителями воспитанников нами были изготовлены лепбуки по темам: «Как появилась пуговица», «Ай, да ложка, ложечка!», «Разные ручки», «Тик-так, часики», «Откуда стул пришел?».

Результативность опыта.

Анализ проведенной работы показал, что развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста идет успешнее, если ребенок приобщается к предметному миру, знакомиться с историей создания вещей. В процессе наблюдения за детьми, было выявлено повышение активности детей на занятиях, появилось желание сотрудничать, выполнять задание, задавать вопросы, у детей расширился кругозор. Появилось желание не только получать, но и анализировать, преобразовывать, углублять информацию.

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды, которая должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности.

Использование современных технологий позволяют развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста более эффективно. Работа по развитию познавательных способностей старших дошкольников должна проводиться системно.

Разработанные методические материалы и рекомендации по организации предметно-пространственной среды по теме могут быть использованы педагогами в практической деятельности.

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей создания предметов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Малхасян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей создания предметов
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 20:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД