Папки-передвижки

Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения. Разработка структуры и содержания Дооп

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения. Разработка структуры и содержания Дооп

Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения. Разработка структуры и содержания ДООП.

Объективно в современной социокультурной ситуации есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ. Поиск вариантов разработки воспитательного модуля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, рабочих программ воспитания, направленных на реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей идет с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания.

Публикация «Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения, Разработка структуры и содержания Дооп» размещена в разделах

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы конкретной образовательной организации определяется региональными методическими рекомендациями, которые составлены с учетом требований современного законодательства. В данной лекции освещается примерная структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В каждой организации дополнительного образования должен быть разработан пакет локальных актов, которые определяют специфику проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Как пример, это может быть Положение о корректировке и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на учебный год.

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогу рекомендуется максимально целостно представить образ программы и выполнить следующие этапы разработки :

• этап основной подготовки к разработке образовательной программы дополнительного образования детей

разработка основополагающих элементов программы – образовательных результатов, концепции, новизны.

• оформление текста образовательной программы.

методическая разработка заявленных разделов и тем учебно- тематического плана программы.

• порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В соответствии с нормативными документами структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты», в состав которого входят следующие структурные элементы программы : пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы;

планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации», в состав которого включены следующие структурные элементы программы : календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы.

Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.

Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения: наименование вышестоящего органа образования; наименование учреждения дополнительного образования детей (обязательное соответствие формулировке согласно устава образовательной организации); дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации; гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа); название программы, которое должно отображать её содержание; адресат программы (возраст учащихся); срок реализации программы; Ф. И. О., должность разработчика (- ов) программы; место (населенный пункт) и год разработки/переработки программы.

С момента утверждения программы приказом руководителя, программа считается принятой к работе в образовательной организации. В грифе утверждения программы на титульном листе указывается дата и номер приказа образовательной организации.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

Пояснительная записка программы включает в себя :

• направленность дополнительной общеобразовательной программы;

• актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;

• отличительные особенности;

• адресат программы;

• уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы;

• формы обучения;

• режим занятий;

• особенности организации образовательного процесса.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы. При характеристики направленности дополнительной общеобразовательной программы, разработчику важно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности. Новизна может быть объективной, корпоративной, субъективной.

Актуальность определяет решение значимых для дополнительного образования проблем через реализацию программы.

Педагогическая целесообразность определяется обоснованием определенных педагогических приемов, форм, средств и методов в соответствии с целями и задачами дополнительного образования.

Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы.

Формы обучения - очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г. 2, ст. 17, п. 4).

Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю;

Особенности организации образовательного процесса –указывается состав групп, виды учебных занятий.

Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года.

Специфика современного взгляда на образование предопределяет деятельностно-ориентированный характер целей и задач и фиксацию в них планируемых изменений в деятельности обучающегося. При формулировании целей и задач следует обращать внимание на конкретность их формулировок.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

• образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т. п.

• личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п. ;

• метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т. п. ;

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.

Содержание программы может включать учебный план и содержание учебного плана.

Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы должен содержать : наименование разделов и тем, определять последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля). Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения.

В учебном плане рекомендуется учитывать часы на:

- вводное занятие (введение в программу);

- итоговое занятие, отчётное мероприятие.

Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения. Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.

Планируемые результаты. В данном блоке программы рекомендуется сформулировать:

предметные результаты: требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т. е. что он должен знать и уметь);

личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

метапредметные результаты, которые приобретет ребенок по итогам освоения программы, означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.

При проектировании программы важно учитывать соответствие поставленных задач планируемым результатам.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» :

• календарный учебный график;

• условия реализации программы;

• формы аттестации;

• оценочные материалы;

методические материалы;

• рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

• список литературы.

Календарный учебный график программы - это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая: даты начала и окончания учебных периодов/этапов; количество учебных недель или дней; продолжительность каникул; сроки контрольных процедур; организованных выездов, экспедиций и т. п. ;

Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ

№ 273, ст. 2, п. 92; ст. 47, п. 5).

Организация дополнительного образования имеет право выбора оформления календарного учебного графика, закрепив его форму через локальный акт образовательной организации.

Условия реализации программы. К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов :

• материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий по программе;

• перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

• информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

• кадровое обеспечение - целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и

познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст. 75, но и не запрещает ее проведение (ст. 60).

Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст. 30, ст. 58, который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Приказ

№196).

Отслеживание и фиксация образовательных результатов может отражаться в следующих документах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, и др.

Демонстрация образовательных результатов учащихся отражается в следующих формах: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие и др.

Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5).

Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся.

В разделе «Список литературы» дается библиографическое описание изданий. Список должен быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов.

Программа может содержать приложения, в которые целесообразно включать материалы к занятиям.

Технология разработки концепции дополнительной общеразвивающей программы :

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы являются ключевым элементом всей программы, её смысловым центром.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность, содержание. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей. Цель достигается в ходе решения ряда задач.

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы есть результат конкретных стадий реализации программы. Задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение качественного сдвига в развитии ребенка. Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению поставленной цели. Следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они конкретны, достижимы, измеряемы.

Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту времени (по итогам года, всего периода обучения).

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т. д.

Существительные: помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т. д.

При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо использование педагогических принципов.

Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Принцип природосообразности – идея построения учебно- воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся.

Принцип гуманизации - это идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т. е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Принцип демократизации реализовывается в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определё нном порядке:

Внутренняя экспертиза предполагает обсуждение программы на педагогическом/ методическом совете образовательной организации.

Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического/методического совета.

Утверждается программа приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического/методического совета. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета (экспертного совета). Только после утверждения программы приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ № 196, п. 11).

Содержание, технологии, методы и формы организации дополнительного образования, используемые в образовательном процессе, должны быть ориентированы на создание многомерного, вариативного, свободного пространства для становления культурной и самостоятельной личности обучающегося. А дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с группой детей или с отдельным ребенком.

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники»Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники» Игрушки нового поколения «Аниматроники». В магазинах появилось очень большое разнообразие игрушек (куклы, мягкие игрушки, мячи, роботы,.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Методическая разработка по реализации робототехники в ДОУ «Машины — помощники» Представляю вашему вниманию методическую разработку нашей творческой группы, в которую вхожу я и еще два воспитателя (Попова Е. В. и Бицура.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические аспекты проектирования и реализации программ нового поколения. Разработка структуры и содержания Дооп
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 12:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД