МААМ-картинки

Конспект занятия по финансовой грамотности «Кредиты» для воспитанников детских домов

Юлия Павленко
Конспект занятия по финансовой грамотности «Кредиты» для воспитанников детских домов

Аннотация

Финансовая грамотность это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовность принять на себя ответственность за принимаемые решения. Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течении всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег. Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Однако не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, проживающие и воспитывающиеся в детских домах и учреждениях интернатного типа, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Кредиты“ для воспитанников детских домов» размещена в разделах

Введение

Система детских домов не предполагает какого-либо контакта своих воспитанников с финансами внешнего мира. За еду, одежду, коммунальные услуги платит кто-то другой, возможности самостоятельного заработка и распоряжения денежными средствами нет. Важно и т о, что ребенок в детском доме почти ничего не делает сам и, как следствие – не знает цену деньгам. Если у ребенка порвалась куртка, ему дадут другую. Благотворительные фонды, спонсоры собирают и дарят вещи, подарки, дорогое оборудование, различные гаджеты и развлечения. Чем больше материальных ценностей ребенок получает в детском доме, тем сложнее ему будет адаптироваться во взрослой жизни. Если воспитаннику детского дома дарят дорогой подарок, например телефон, он может пойти и продать его за копейки, не зная цены этой вещи. Она легко пришла к нему, легко и за бесценок ушла. Ему не надо было выпрашивать ее у родителей, учиться на одни пятерки и ждать с трепетом в сердце, когда же эта долгожданная вещь будет ему подарена. Отсюда и нет желания бережно относиться к подаренному. После выхода из детского дома выпускник не знает, как ориентироваться в новом мире, как обращаться с деньгами, как себя прокормить. Практика показывает, что выпускник детского дома выходит в большой мир с целым рядом проблем, одной из которых является неумение распоряжаться доходами, предоставляемыми государством (пособия, пенсии, компенсационные выплаты, субсидии, самостоятельно заработанными деньгами (сюда же можно отнести и стипендии, полученные даром, либо в наследство.

Дать теоретические знания, т. е. объяснить, что такое деньги, где их берут, научить планировать бюджет и дать список ближайших отделений банков, органов соцзащиты и других важных мест, куда следует обращаться в разных случаях, призваны воспитатели детских домов, которые осознают, что без базовых знаний и навыков, без соответствующего уровня финансовой грамотности невозможно уверенное распоряжение личными доходами, качественное управление и использование разнообразных продуктов и услуг.

Данная методическая разработка комбинированного занятия на тему : «Кредит. Брать или не брать, вот в чем вопрос?» может быть использована в работе воспитателя детского дома и являться основой знаний воспитанников по вопросам кредитования.

Актуальность выбранной темы методической разработки объясняется тем, что с каждым днем кредиты набирают все большую популярность среди потребителей. Кредитование прочно вошло в быт. Большинство покупок, приобретается в долг. Кредитный рынок России постоянно развивается и усовершенствуется и именно поэтому необходимо владеть специальными знаниями в данной сфере.

Данное групповое занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний по теме «Кредиты».

Основной задачей занятия является - закрепление знаний обучающихся по вопросам кредитования.

Деньги взяты в долг, на срок

И возможно, под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят (кредит)

Тема занятия : «КРЕДИТ. БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС?»

Время занятия : 40 минут

Тип занятия : комбинированное.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, материалы презентации.

Цель занятия : сформировать коммуникативные компетенции, способствующие развитию финансовой грамотности по вопросам денежно-кредитных отношений.

Задачи:

• Создать условия для развития умения общаться между собой;

• Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;

• Рассмотреть виды кредита, доступные потребителю;

• Научиться анализировать условия договора кредитования;

• Научиться различать виды кредитования;

• На основе приобретенных знаний формировать умения пользоваться экономическими понятиями в жизни;

• Развивать культуру экономического мышления;

• Узнать «все, что необходимо для оформления товарного кредита»

Предполагаемые результаты:

Личностные: социальная активность; готовность к общению в рамках кредитно-денежных отношений; готовность вести диалог на основе равноправных отношений; готовность вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Межпредметные: взаимосвязь экономических и гуманитарных дисциплин.

Ход занятия.

Занятие сопровождается презентацией (Приложение 1).

Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:

«О них говорят, думают, вожделеют. Из-за них ссорятся и воюют. И, в то же время, они помогают творить добро и дарить радость». Правильно это деньги. Вряд ли кто-то будет отрицать, что для нормальной жизни в современном обществе нужны деньги. Они дают возможность оплачивать жилье, питание, одежду, но, кроме этого, помогают в реализации наших замыслов. Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с финансами?

Т. е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленными к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.

А теперь мы поговорим об одном из составляющих финансовой грамотности - кредитах, с которыми, так или иначе, сталкивается практически каждая семья.

Ежедневно мы сталкиваемся с различными финансовыми операциями и порой, даже не обращаем внимание, как на нашей невнимательности зарабатывают банки. Нас привлекает возможность купить «то, что хочется» здесь и сейчас, а заплатить за это потом. Нас привлекают низкими процентными ставками и мы даже не задумываемся, что ставки на самом деле гораздо выше. Давайте сегодня попробуем разобраться, на что следует обращать внимание при посещении банка, чтобы не попасть в долговую яму. Так что же такое кредит? Есть ли у вас родственники, знакомые у которых есть кредиты? Хорошо ли брать деньги под проценты? Или вообще брать деньги в долг? Сегодня мы постараемся разобраться во всех этих вопросах.

Итак, проще говоря, кредит – это когда человек берет деньги в долг, а потом через некоторое время не только возвращает их, но и еще доплачивает определенный процент (записать определение «Кредит» в тетрадь).

- И тогда кому это выгодно? Человеку, который взял кредит? (ответы детей)

Нет, конечно! Это выгодно банку или другому лицу, который предоставил кредит. Такими долгами пользуются довольно-таки часто!

- Но не проще ли скопить под проценты нужную сумму и купить, то, что хочется, через несколько лет? Чем через те же пару лет отдать лишние деньги? (ответы детей)

Нашим сознанием управляет реклама, которая вызывает сильное желание приобрести что-нибудь. Что-либо нужное или ненужное, тем самым мы заглядываем к себе в карман в надежде обнаружить деньги на покупку, а там пусто. И тут опять замечательная реклама говорит нам о том, что можно взять кредит с очень хорошими условиями, и мы от бессилия доверяем этим словам, не до конца осознавая, что нас жестоко обманывают, у нас хотят забрать наши финансы, в которых мы и сами нуждаемся. Часто мы совершаем покупки под воздействием той самой прямой или скрытой рекламы. Вопрос в том, насколько эти траты осознанны и покупки необходимы. Довольно часто возникает ситуация, когда мы жалеем, что потратили деньги, потому что вещь, которую так хотелось иметь, не очень-то и нужна. Но осознание этого приходит, к сожалению, уже после того, как вещь куплена. А потом выясняется, что ее содержание обходится в кругленькую сумму.

Чтобы не повторять чужие ошибки, перед крупной покупкой задай себе три вопроса.

Если вы все-таки решили, что вам нужна определенная вещь (машина, телефон, холодильник) и кредита не избежать, знаете ли вы, что нужно знать при решении взять кредит? (ответы детей)

Кредитов существует огромное множество. Потребительский кредит – один из самых распространенных и легкодоступных видов кредитования, лозунг которых – «Кредит на любые цели.

Кредиты, предоставляемые гражданам делятся на нецелевые, когда банк выдает определенную сумму на нужды заемщика, и на целевые – на покупку жилья, автомобиля, на ремонт. Чтобы получить кредит, необходимо предоставить банку соответствующие документы, подтверждающие платежеспособность заемщика. Для частных лиц таким документом выступает форма справки о заработной плате 2-НДФЛ.

Условия предоставления кредита банк устанавливает в кредитном договоре. Как правило, в нем оговариваются сроки, все платежи по кредиту, меры ответственности за нарушение договора, штрафы за допущенную просроченную задолженность со стороны заемщика. Кредитный договор необходимо читать полностью, особенно пункты, прописанные мелким шрифтом.

Знаете ли вы, как рассчитывается процент по кредиту? (ответы детей)

Помните, что не всегда тот процент, который вам озвучит менеджер, является реальным процентом по кредиту. К примеру, есть кредитная схема 10/10/10/ (кредит 10% первый взнос на 10 месяцев под 10% годовых, на самом деле ставка по данному кредиту составит 24,3%.

А теперь вернемся на несколько столетий назад и узнаем, когда же зародилась первая система кредитования.

Как и у всего другого в этом мире, у кредитов тоже есть своя история. Оказывается, денежные займы начали выдавать с давних пор. Зачастую люди всю жизнь берут ни один, и ни два кредита. Порой их число переваливает за десяток.

Но вернемся в наши дни. Итак, вы выбрали подходящий кредитный продукт и уже готовы заключить договор. Но прежде чем поставить свою подпись, следует тщательно изучить все условия и уточнить некоторые вопросы:

• Стоимость сопутствующих кредиту услуг. Некоторые банки берут плату за рассмотрение кредитной заявки, за ведение кредитного счета и выдачу наличных денег, либо проведение безналичного перечисления.

• Валюта. Чтобы избежать потерь при конвертации, следует открывать счет в той валюте, в которой вы получаете зарплату.

• Погашение кредита. Обязательно узнайте, предусмотрены ли штрафные санкции за частичное или полное досрочное погашение кредита, а также где и какими способами можно погашать задолженность. Чем шире список вариантов, тем лучше для вас.

• Страховка. Некоторые банки автоматически включают в кредитный договор страхование жизни и здоровья заемщика. По законодательству РФ никто не может обязать человека застраховать свою жизнь. Поэтому можете сказать менеджеру, что страхование вам не требуется, если это, конечно, так.

• Пеня за просрочку. Заранее выясните, во сколько вам обойдется факт просрочки по кредиту и каждый ее день, каковы условия и срок задержки платежа, после которого банк имеет право потребовать досрочного погашения кредита.

Работа в парах (диалог). Один (на усмотрение воспитателя, по согласованию с участниками) получает примерно такую инструкцию:

- Вы работник банка. Ваша задача – наладить контакт с посетителем, донести до него преимущества именно вашего банка, склонить посетителя к сотрудничеству. Ваша основная цель – добиться, чтобы посетитель взял кредит у вас в банке или, на худой конец, открыл счет в нем. Другой (на усмотрение воспитателя, по согласованию с участниками) получает примерно следующую инструкцию: - Вы заемщик. Ваша задача – оформить кредит на максимально выгодных условиях.

- Какие вопросы должны возникнуть у вас друг к другу? Составьте диалог.

А теперь ребята, я хочу провести среди вас небольшой блиц-опрос по терминам занятия.

Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями! А сейчас давайте закрепим изученный материал и порешаем несколько задач на кредиты.

Рефлексия: В заключение нашей работы я хочу прочитать вам притчу.

Итог занятия. К кредитам нужно относиться осторожно. Взять легко – выплатить трудно. Правило «сначала думай, потом делай» важно при выборе кредита. Будьте внимательны при посещении банков, и никогда не берите кредиты, не рассчитав свои реальные возможности! Более важные моменты сегодняшнего занятия представлены в буклете и закладке для книг, которые мне хотелось вам вручить (Приложение 2 и 3).

Домашнее задание.

Составьте и запишите план действий или дайте совет берущим кредиты или деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

Список используемой литературы.

1. Липсиц И. В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. изд. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2010.272с.

2 Липсиц И. В. Экономика: учебник для 10-11 классов. изд. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2007.-304с.

3. С, И. Иванова. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования. – 15-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.-320с.

4. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Издательство: изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-639с.

5. Суханов М,С, Деньги, кредит,банки. Изд. -М. :Теис, 2005.-284с.

6. Пещанская И. В. Краткосрочный кредит : теория и практика. Изд. : М. : Экзамен, 2003.-320с.

7. Смирнова Н. Ю. Все о кредитах. Как просчитать все риски. Что делать, если нечем платить. Изд. -М. : Эксмо, 2009.-128с.

8. Б. В. Федоров. Как правильно взять и вернуть кредит : на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд., доп. Изд. : Питер, 2008.-208с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата»Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата» Цель : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Реклама — двигатель торговли!» «Реклама – двигатель торговли!» Подготовила и провела: воспитатель Хонина Э. И. Цель: создание условий для активного исследования темы,.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты»Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты» Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Белочка» «Юные экономисты» Подготовила: Воспитатель Курбанова Я. В. Цель: раскрыть.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты» для дошкольниковКонспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты» для дошкольников Задачи: сформировать у детей знания о деньгах: купюрах и монетах. Показать ценность денег. Закрепить умение отсчитывать столько монет,.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Цена (стоимость) покупки»Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Цена (стоимость) покупки» Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой ситуации для просвещения их финансовой.

Конспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности в подготовительной группеКонспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности в подготовительной группе Конспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности. В подготовительной группе. Цель: Создать условия для.

Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Семейный бюджет»Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности «Семейный бюджет» Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - Формирование первичных.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по финансовой грамотности «Кредиты» для воспитанников детских домов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Павленко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по финансовой грамотности «Кредиты» для воспитанников детских домов
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 19:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД