Получи документы

Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей дошкольников

екатерина медведева
Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей дошкольников

МКОУ «Шумская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение

Введение

Все дети любят рисовать. Существует множество определений творческих способностей.

Способности имеют свои содержания и структуру, определить, которые крайне важно,считал Л. А. Венгер. В противном случае неизвестно, что формировать. В процессе изодеятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.

Публикация «Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.

В работе с дошкольниками можно использовать разные техники беспредметного рисования: оттиск, тычковое рисование, кляксографию, набрызг, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками, ладонью, нитями и др. Ведущий специалист в этой области Т. С. Комарова пишет: «Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что - то не получается, стремится преодолеть трудности. Ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляется представление ребят об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать».

ВЫВОД: Задача педагогов дошкольного учреждения, помочь детям развить творческие

Способности, с помощью нетрадиционных техник рисования. Научить родителей принимать

ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность.

Цель проекта: Определение наиболее эффективных психолого - педагогических

условий для нетрадиционных изобразительных техник развития художественно -

творческих способностей.

Задачи проекта:

- Обратить внимание детей на нетрадиционную художественную технику рисования,

вызвать интерес к нетрадиционной художественной технике.

Помочь дошкольникам и им родителям освоить изобразительные приемы при изображении

предметов и явлений: печатки, кляксография, рисование ладошкой и др.

Развивать самостоятельность, интерес, активность, художественно - творческие

способности, воображение, называть форму, цвет, величину.

Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности, эстетическое

восприятие.

Приучать детей доводить начатое до конца, выполнять работу аккуратно, старательно

Приучать детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по

окончании работы.

Работа велась по трем направлениям:

Работа с детьми

Обогащение предметно - развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Работа по обогащению предметно - развивающей среды в группе включало в себя подбор

наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов

для самостоятельной деятельности и занятий.

Взаимодействие с родителями включила совместную практическую деятельность родителей и детей. Проект реализовывался с 17 января по 11 апреля 2014 г.

В содержании проекта выделено 3 этапа.

1 этап

Цель. Вызвать интерес у детей к нетрадиционной художественной технике; определить

особенности наличного уровня развития творческих способностей; обогатить предметно-

развивающую среду; информировать родителей о роли и возможности использовать

нетрадиционные изобразительные техники для развития творчества детей.

2 этап

Цель. Формирование изобразительных умений и стимулирование творческих проявлений в

процессе освоения нетрадиционных изобразительных техник

3 этап

Цель. Творческое применение детьми освоенного содержания, коллективная работа - панно

для оформления группы

Выполнение заключительной диагностики, проведение выставки детских рисунков.

Глава 2. Практическая часть.

1 этап

Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным изобразительным техникам,

желание создавать изображение такими способами; включить детей в широкое

экспериментирование с материалами инструментами, для выявление их

выразительных возможностей; выявить особенности развития воображения у детей

(диагностика); Обогащение предметно-развивающей среды.

По направлению работа с детьми:

В ходе первого этапа работы важно было выяснить уровень развития художественного творчества детей, для этого осуществлялась диагностика. /Приложение 1-3/

для развития интереса детей к нетрадиционным техникам :

Использовались следующие методы и приемы:

организация выставки «Художники-фантазеры», работ выполненных в

нетрадиционной технике, например детей прошлых лет;

проблемные ситуации, экспериментирование: «Что умеет уголек?»; «Секреты

кисточки-щетинки»; «Что можно отпечатать…» и пр. ;

игры. Игры для развития воображения, «На что похоже облако? (проталинка,

лужа)», «Чья тень?», «Кто спрятался?», «Кого хотел нарисовать художник и пр.)

- была создана художественная мастерская. Дети принимали активное участие в создании уголка по изо.

По направлению работа с родителями:

-Была проведена консультация «Развиваем способности своего ребенка с

помощью нетрадиционных техник рисования»;

-размещен информационный материал на стенде «Рекомендации по организации

уголки изо дома и пр.

благодаря родителям, мы смогли пополнить уголок по изо.

оформление семейных альбомов по темам;

оформление родословного дерева «Моя семья - мои корни»;

оформительская работа к празднику «день матери», «23 февраля», «8 марта»;

создание семейного клуба «Рисуем пальчиками», «Игры маминого детства»;

2 Этап (Этот этап может быть основным)

Цель: освоение нетрадиционных техник : «печати», «монотипии», «кляксографии»;

поддерживать желание ребенка экспериментировать с новыми материалами, сочетать

изобразительные техники в одной работе.

Результаты первого этапа:

У детей появился интерес к рисованию, благодаря нетрадиционным техникам. Родители

включились в совместную работу, с удовольствием откликались на все просьбы воспитателей.

2 Этап (Этот этап может быть основным)

Цель: освоение нетрадиционных техник : «печати», «монотипии», «кляксографии»;

поддерживать желание ребенка экспериментировать с новыми материалами, сочетать

изобразительные техники в одной работе.

Развивать воображение, учить создавать образ на основе непреднамеренно созданного следа

(отпечатка, следа нитки и пр., по ассоциации (формы, цвета, фактуры следа) способом

«опредмечивания», дополнять образ деталями.

Учить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

По направлению работа с детьми представлена в виде перспективного планирования с учетом ФГТ

Перспективный план развития творческих способностей в процессе

освоения нетрадиционных изобразительных техник

Перспективное планирование

По направлению взаимодействие с родителями:

Совместная деятельность с родителями:

На втором этапе основной формой взаимодействия с родителями была

организация совместной художественной деятельности детей и родителей: конкурсы;

«Вместе с мамой», «Веселые ладошки», «Волшебные краски» и др. где родители и

дети могли представить свои работы, которые они выполняли в совместной

деятельности вечерами, в выходные дни. Был организован мастер-класс по освоению

нетрадиционных техник : «Я и мама художники-фантазеры». И пр.

Результаты 2 этапа:

в результате проведенной работы на втором этапе дети

стали проявлять устойчивый интерес к нетрадиционным техникам рисования,

приобрели умения, и стали проявлять творчество в самостоятельной деятельности

(задумывании образов, придумывании образов по ассоциации).

3 этап (творческий)

Цель: Побуждать детей творчески применять полученные умения, освоенные нетрадиционные техники в ходе коллективной работы, или занятий по замыслу. или самостоятельной деятельности.

Побуждать детей самостоятельно задумывать образ, отбирать выразительный способ его создания, сочетать разные техники.

Например: «Сказочный город /создаем

декорация к спектаклю/».

Вывод:

В настоящее время заметно возрос интерес руководителей дошкольных учреждений к

работе с детьми с помощью нетрадиционных техник рисования. Все чаще коллектив сталкивается с проблемой низкого образовательного уровня родителей.

Таким образом, все формы работы с родителями и детьми, используемые в нашей группе,

создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет

успешным.

Заключение.

В результате проведенной работы произошли изменения в развитии творческих

способностей дошкольников.

Изучив литературу по данной теме, мной был составлен план работы по

краткосрочному проекту «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Та часть работы, которая уже выполнена по данному проекту, помогла создать атмосферу

заинтересованности со стороны родителей к жизнедеятельности детей в группе, повысилась

их творческая активность и участие, не только в праздничных мероприятиях, но и в

повседневной деятельности детей. Сейчас почти каждый родитель стремится оказать помощь. в создании оборудования для игровой деятельности, и принять участие в совместной игровой деятельности.

Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей, дети с большим удовольствием стали ходить в детский сад, дети стали более самостоятельными и активными во всех видах деятельности.

Публикации по теме:

«Детский садик лучший самый в нашем городе большом» Наш любимый детский сад! – Он детишкам очень рад. Мы, ребята группы 3, Так довольны, - посмотри! Ведь с улыбкой каждый день Нашим педагогам.

Скоро 23 февраля. Поздравляем всех пап, дедушек, мальчишекСкоро 23 февраля. Поздравляем всех пап, дедушек, мальчишек "Папе", Галимуллина Диля Венеровна, 4 лет, Детский сад "Белый медвежонок" "Самолетик папе", Салиндер Диана Николаевна,, 6 лет, МКОУ, Детский.

Библиотека изображений:

Публикация Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем екатерина медведева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 17:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД