Получи документы

Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет

Юлия Медведева
Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет

Методическая разработка

«Технология по формированию грамматического

строя речи у детей с ОНР 5-6 лет».

Учитель-логопед высшей категории Медведева Ю. С.

Среди детей имеющих ОНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность пространственных представлений накладывает свой отпечаток на речь. Исследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения.

Публикация «Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет» размещена в разделах

Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.

В связи с этим существует необходимость раннего выявления

Цель технологии : Формирование грамматически правильной речи дошкольников с ОНР для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки детей к школьному обучению. Развитие языковых обобщений и познавательного навыка, правильного построения и употребления предложений, совершенствование связной устной речи.

Работа по обследованию сформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на исследование затрачивается от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.

Соблюдение данных условий позволяет получить наиболее точный результат сформированности грамматического строя речи.

При составлении обследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие материалы:

1. Лалаева, Серебрякова «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»

2. Иншакова «Альбом обследования речи детей»

Содержание методики исследования грамматического строя речи у детей с ТНР :

1. Исследование состояния словоизменения

1.1 употребление существительных в разных падежах

1.2 употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

1.3 Изменение глаголов по лицам

1.4 Согласование существительного с прилагательным в единственном числе

1.5 Употребление существительных с числительным

1.6 Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

1.7 Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.

2. Исследование словообразования

2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

2.2. Образование названий детенышей животных

2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-

2.4. образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.

2.6. Образование сложных слов

Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного дидактического материала (дидактические игрушки, специально подобранные задания и дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий)

Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами. Логопед наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.

3 балла- ребенок самостоятельно,правильно и быстро выполняет задания.

2 балла- ребенок испытывает затруднения, но самостоятельно находит ошибку и исправляет ее.

1 балл – ребенок ошибается, выявляет ошибку, но самостоятельно не исправляет.

0 баллов – ребенок не выявляет ошибку, помощью логопеда не пользуется, или отказывается от выполнения задания.

Например: Обследование состояния словоизменения, употребление предложно-падежных конструкций с предлогами – в-, -на-,-под-,-за-,-перед-,-около-.

Оценка выполнения:

3 балла – ребенок правильно выполняет все задания.

2 балла—допускает ошибки при употреблении предлогов – перед-, -около-, но выявляет ошибку и исправляет ее.

1балл – допускает множество ошибок, не выявляет их, помощь логопеда не использует.

0 баллов— отказывается от выполнения задания, или допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза.

Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.

Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.

Анализ полученных результатов позволяет :

• Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.

• Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса.

• Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.

• Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Игры-задания и игровые упражнения для формирования грамматического строя речи.

Игры проводятся в два этапа. На первом этапе дети учатся вслушиваться в речь взрослого, на втором этапе самостоятельно употребляют заданную смысловым вопросом взрослого падежную форму.

Лото «Собери вещи»

Игра «Что я видел на улице»

Предложно-педежные формы имён существительных начинаем отрабатывать с осознания ребёнком беспредложных падежных форм существительных 1-го склонения женского рода с основой на твёрдый согласный.

На этом этапе работы ребё нок продвигается медленно: выбирает форму одного падежа, отрабатываем сначала восприятие, затем употребление на разном лексическом материале, в разных речевых ситуациях.

Как правило, первой отрабатывается форма винительного падежа. Форму именительного падежа отрабатывать, в большенстве случаев, нет необходимости, так как ребёнок, усваивая лексическое значение слова, усваивает его именно через форму именительного падежа.

Словообразование

1. Уменьшительно-ласкательные суф.

2. Увеличительные суф.

3. Образование профессий от глагола

4. Образование профессий от существительного

5. Образование глаголов от прилагательных

6. Название детенышей животных от существительных

7. Предметы посуды от вещества

8. Направление движения с помощью приставок.

9. Прилагательные от существительных

10. Создание однокоренных слов.

11. Образование притяжательных прилагательных

Вывод: Главное состоит в том, что формируя у ребёнка грамматический строй речи, происходит одновременно с расширением и фонематических возможностей, и развития лексики. Именно такой подход позволяет устранить недостатки всех структурных компонентов речи у ребёнка одновременно, что создаёт условия для полноценного развития речевой деятельности.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Библиотека изображений:

Публикация Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Медведева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технология формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет
Опубликовано: 25 августа 2023 в 20:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД