Папки-передвижки

Сценарий родительского собрания «Признаки гармоничной семьи»

Ирина Ведина
Сценарий родительского собрания «Признаки гармоничной семьи»

Аннотация.

В методической разработке представлено описание сценария родительского собрания по актуальной теме «Признаки гармоничной семьи». Собрание представляет из себя интерактивную форму занятия, где родители последовательно выполняют упражнения, рефлексируют по поводу услышанного и увиденного, делают для себя личные выводы. Собрание построено по плану : слово психолога, основная часть с интерактивными упражнениями, рефлексия. Главная цель - раскрыть родителям сущность понятия «гармоничная семья» применительно к их конкретной семье

Публикация «Сценарий родительского собрания „Признаки гармоничной семьи“» размещена в разделах

Для анализа взято семь признаков гармоничной семьи, касающиеся общения, эмпатийного слушания, разделения ответственностей и обязанностей, поддержки, уровня самооценки, уважения других людей, семейных традиций, альтруистического поведения. К каждому признаку подобрано упражнение, которое позволяет родителям задуматься об их собственной семье, увидеть сильные и слабые стороны семейной ситуации.

Содержание.

Введение

Основная часть

Заключение

Приложение

Введение.

Семья является одним из важнейших факторов в становлении личности, формировании ценностей, укреплении психического и психологического здоровья. В современном обществе, полном исканий и новаций, семейные связи и отношения подвергаются сильным испытаниям, как объективным, так и субъективным. К сожалению, в настоящее время мы видим во многих семьях наличие неблагоприятного семейного климата, искажение семейных функций, неумение выходить из семейных кризисов, возрастание количества детско-родительских конфликтов.

Складывается парадоксальная ситуация, когда большинство родителей изо всех сил стараются для семьи и детей, а результаты почему-то не радуют. Именно поэтому иногда не лишним бывает поиск смысла во всем происходящем, каких-то точек опоры, чтобы можно было поразмышлять о своей семье, об отношениях внутри семьи, о месте семьи в обстоятельствах, предлагаемых жизнью и не только с бытовой и приземленной стороны, но и экзистенциальной, сущностной.

В наше время семья с традиционным укладом практически исчезла. Это не хорошо и не плохо. Это просто факт нашей жизни. Но это не значит, что надо со смирением и пассивностью принять эти изменения. Каждой семье надо замечать и взращивать позитивные стороны семейной жизни, избавляться от неконструктивных или даже разрушительных факторов, решать проблемы с наименьшими психологическими, эмоциональными и нравственными потерями. И сейчас, несмотря на общий кризис семьи, есть счастливые родители, счастливые дети. Это вселяет оптимизм и уверенность, что и для других семей, в какой бы сложной ситуации они бы не находились, есть возможность изменений.

Основная часть.

Цель: раскрыть родителям сущность понятия «гармоничная семья» применительно к их конкретной семье

Задачи:

• Дать перечень признаков гармоничной семьи

• Тренировать родителей в анализе личной семейной ситуации с точки зрения признаков семейной гармонии

• Развить рефлексивный взгляд на семейную ситуацию

• Тренировать родителей в поиске семейных ресурсов, приближающих их к гармоничным отношениям

• Проанализировать семью как институт, способствующий удовлетворению основных потребностей ребенка и его социализации

• Дать возможность родителям понять наличие (или отсутствие) слабых мест в семейных коммуникациях

Форма работы – групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска и проектор, схематичные изображения членов семьи для каждого родителя, листы бумаги.

План проведения.

1. Вступительное слово психолога

2. Основная часть с интерактивными заданиями

3. Рефлексия

Ход собрания.

Вступительное слово психолога

Семья – это место, где растут наши дети. Здесь они получают первые навыки общения, отношения к другим людям, социальные навыки и навыки обучения, а также выхода из трудных ситуаций. Все семьи уникальны, нет абсолютно похожих. Именно поэтому воспитание в семье – это процесс творческий, т. к. невозможно полностью заимствовать чужой опыт. Семьи бывают гармоничными и дисгармоничными. В первых дети чувствуют себя свободными и счастливыми, во вторых - несчастными и ненужными. В первых ребенок развивает все свои сущностные силы, во вторых вынужден сопротивляться обстоятельствам, порой просто выживать. Гармоничные семьи – это очень гибкие системы, они изменяются, если меняются внешние условия, в них есть четкие границы между детской и родительской подсистемами, между каждым членом семьи. Родители защищают детей и руководят ими, имея инструменты контроля. Мы поговорим с вами именно о таких семьях. Но не про абстрактные понятия, а конкретно о семье каждого из вас.

Основная часть с интерактивными заданиями.

2. Упражнение №1

Каждой группе дается задание изобразить любыми средствами понятие «гармония» (рисунок, музыка, движение и пр). Каждая группа представляет и объясняет свой продукт.

В конце делается вывод: гармония – это то, что не вызывает отторжения, выглядит приятно, радует глаз, дает ощущение соразмерности и покоя.

Далее родители индивидуально работают с признаками гармоничной семьи.

Признак 1. Все члены такой семьи общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи.

Упражнение №2.

Родители, получив раздаточный материал, (Приложение 1) должны разложить фигурки на столе в соответствии с инструкцией: «Выше всех разместите того члена семьи, который умеет в семье слушать лучше остальных. И далее, по убывающей».

Родители, анализируя результат, должны сказать, что значит, по их мнению, уметь слушать. По желанию, также дают характеристику члена семьи, лучшего слушателя.

Вывод: уметь слушать – это проявлять интерес, вникать в суть рассказа, не перебивать, задавать правильные вопросы. Хороший слушатель обладает важными человеческими качествами.

Признак 2. В гармоничной семье разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами.

Упражнение №3.

Родители размещают фигурки на листе бумаги и под каждой пишут зоны ответственности каждого члена семьи. По желанию, рассказывают о том, насколько равномерно распределены обязанности в семье, как можно помочь тому, кто в семье имеет наибольшие обязанности и как можно их перераспределить.

Вывод: в гармоничной семье все отвечают за всех и обязанности распределены более-менее равномерно.

Признак 3. Члены семьи поддерживают друг друга в сложных ситуациях.

Упражнение№4.

Родители объединяют фигуры в пары, затем под каждой фиксируют формы поддержки: каким образом мать может поддержать отца, и наоборот; родители детей, и наоборот. По желанию родители делятся результатом.

Вывод: поддержка в семье основана на эмпатии, сочувствии и понимании других.

Признак 4. В гармоничной семье каждый верит в себя, имеетадекватную самооценку.

Упражнение №5.

Ответьте на вопрос и подпишите ответ под изображением каждого члена семьи, включая и самого себя: «В какой момент, при каких обстоятельствах, в каком деле мать, отец, дети проявили себя как знающие и опытные?»

Вывод: самооценка каждого члена семьи зависит от отношений, которые складываются в семье. Родители могут влиять на самооценку детей в такой же большой степени, как и дети на самооценку родителей.

Признак 5. В гармоничной семье учат уважать других людей, их отличные от других вкусы и интересы, уважают вкусы, выбор друзей, времяпрепровождение ребенка.

Упражнение №6.

Под каждой фигурой напишите, за что вы уважаете членов вашей семьи, какие черты характера, интересы и занятия достойны уважения. А также, поставьте значки под каждым членом вашей семьи, с которым вы общаетесь по следующим правилам: с ним (с ней) всегда разговариваю спокойным тоном, никогда его (ее) не оскорбляю, говорю не об отношении, а о своих чувствах, не применяю давления по отношению к нему (к ней, никогда не чувствую неуважения с его (ее) стороны, извиняюсь перед ним (ней) если неправа, хвалю его (ее, храню его (ее) секреты, часто интересуюсь его (ее) состоянием и самочувствием, не беру без разрешения его (ее) вещи, часто благодарю его (ее).

Вывод: уважение в семье не возникает автоматически, над ним надо работать: находить достоинства другого человека и говорить ему об этом, контролировать свои негативные эмоции, проявлять не показной, а неподдельный интерес к членам семьи.

Признак 6. В гармоничной семье существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.

Упражнение №7.

Работа идет в группах. Каждая группа обсуждает и записывает семейные традиции, которые есть в их семьях. Затем представители групп делают устную презентацию.

Вывод: семейные традиции укрепляют семью. Чтобы они работали именно так, надо их не забывать и поддерживать.

Признак 7. В гармоничной семье поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).

Родителям предлагается ответить на вопросы (методика «Выявление установок, направленных на альтруизм - эгоизм», шкала методики О. Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»)

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет» исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

Текст опросника

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вам легче просить задругих, чем за себя?

3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?

4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?

8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13. Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям?

14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19. Вы можете назвать себя эгоистом?

20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов

Ключ к опроснику. Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1-4,6,7, 9,13,17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8,10-12,14-16,18-20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы. Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

По желанию родители рассказывают об альтруистической деятельности семьи.

Рефлексия.

Родителей просят сказать, что им понравилось или не понравилось на этой встрече, что они больше всего запомнили, что на них произвело самое большое впечатление, насколько затронутая тема кажется им важной, что они хотели бы и могли изменить в своей семье с учетом той информации, которую они получили, какие вопросы, касающиеся семьи, они хотели бы обсудить в следующий раз.

Родителей также просят показать остальным членам семьи те материалы, которые они создали в ходе собрания.

Заключение

Для того, чтобы завоевать доверие и уважение родителей, надо быть с ними максимально искренними. Нотации, морализирование, принуждение согласиться со своими ошибками отдаляют родителей от школы, не дают сложиться союзу педагогов и родителей во имя детей. Поэтому так важны новые формы родительских собраний с новым содержанием. Самое главное в них – свобода мысли и высказываний, интерактивность, личностные выводы, а может даже для кого-то озарение и катарсис. Такие встречи будят мысль, действуют на человека не напрямую, а исподволь. Волей-неволей родители задумываются о самых разных сторонах семейной жизни, ищут выходы из трудных ситуаций, рефлексируют по поводу своей семьи и семейных отношений.

На данном родительском собрании семья рассматривается с наиболее универсальных позиций, позиций гармоничных отношений, как наиболее общего понятия. Но это, с другой стороны и инструмент возможных изменений, небольших, но важных шагов, меняющих микроклимат, взаимоотношения, взгляд друг на друга.

С точки зрения структуры сценария имеется несколько важных преимуществ. В зависимости от того времени, которым располагают участники, и темпа продвижения, можно увеличивать или уменьшать количество обсуждаемого материала. Так же ценно, что результаты своих размышлений, участники собрания забирают домой, где могут обсудить свои «открытия» со всеми членами семьи. Интересен процесс визуализации, своеобразная «игра в куклы», замещение реальных членов семьи их образами, возможность перемещения их в пространстве, пускай даже на плоскости.

В настоящее время семья является более открытой системой, чем раньше. Она подвержена влиянию извне самых различных факторов, она впитывает идеи и представления извне. И главная цель всех встреч с родителями состоит в том, чтобы сохранялся баланс между внешней и внутрисемейной открытостью, повышались продуктивные ресурсы семьи.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Фотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском садуФотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском саду Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких.

Сценарий итогового родительского собрания в 5 классе Сценарий итогового родительского собрания в 5-а классе Цель: укрепить дружбу между школой и семьей, показать родителям достижения детей.

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Всё начинается с любви» в старшей группе Цель : расширять контакт между родителями и педагогами. Задачи: создание хорошего микроклимата, снятие у родителей тревожности. Ход собрания:.

«Новогодний КВН». Сценарий родительского собрания в 6 классе Родительское собрание 6-Б классе СШ №4. Проводит: классный руководитель – Седнева Татьяна Васильевна Дата проведения: 11.01.2019 Место проведения:.

Сценарий родительского собрания «Хочу все знать о своем ребенке»Сценарий родительского собрания «Хочу все знать о своем ребенке» Цель: - Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. - Эмоциональное сближение всех участников.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра не забава» в младшей группеСценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра не забава» в младшей группе Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра не забава» Щепкина Т. В. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья.

Сценарий родительского собрания в средней группе ДОУ «Путешествие по океану знаний» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Сценарий родительского собрания в старшей группе по ПДД «Безопасность детей в наших руках»Сценарий родительского собрания в старшей группе по ПДД «Безопасность детей в наших руках» Сценарий родительского собрания на тему "Безопасность детей в наших руках" Подготовка к родительскому собранию: 1. Воспитатель записывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий родительского собрания «Признаки гармоничной семьи»
Опубликовано: 13 августа 2020 в 11:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД