Получи документы

Развивающий куб «Времена года» для детей младшего возраста

Зенфира Гайфуллина
Развивающий куб «Времена года» для детей младшего возраста

Методическая разработка

Актуальность

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.

Публикация «Развивающий куб „Времена года“ для детей младшего возраста» размещена в разделах

Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.

Мы думаем в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию «Дерево». Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Мы не являемся исключением и хотим предложить свой вариант использования такого пособия.

Николаева С. Н. отмечает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Словесные игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Игры с макетом «Дерево» востребованы детьми и способствуют всестороннему развитию, развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Назначение: разработка предназначена педагогам для использования дидактических игр времена года.

Описание:

Куб «Времена года» многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Куб является развивающее - обучающим пособием на тему «Времена года».

Пособие представлено в виде куба. Куб разделё н на 4 части: весна, лето, осень, зима, которые объединяет дерево в центре каждой композиции. На дереве наглядно видна смена времён года, таким образом, мы поможем изучить ребенку множество полезной информации в игровой форме. А дети выучат названия времён года, узнают, почему зиму всегда сменяет весна, а лето-осень. А также научится считать, ориентироваться в пространстве и сравнивать предметы (больше - меньше); научится различать оттенки основных цветов. Цель дидактической игры: знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями,которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Закрепить понятия «весна», «лето», «осень», «зима», знание и наиболее характерные признаки времен года.

Описание сторон куба: Весна. Главные изменения в природе: весной на деревьях появляются первые листочки, распускаются цветы, греет солнышко, тает снег.

Лето. Главные изменения в природе: тепло, ярко светит солнце, всё живое оживает, на деревьях созревают фрукты.

Осень. Главные изменения в природе: холодает, листья на деревьях желтеют и опадают.

Зима. Главные изменения в природе: похолодало, выпал снег и можно играть в снежки или лепить снеговика. С неба падают снежинки.

Все детали на липучках,это удобно для детей. Ребёнок учится расстёгивать - застёгивать липучки (самое простое и любимое). Этот куб многофункциональный,можно также использовать на ООД по ФЭМП, развитие речи. Всем желаю воспитывать у детей любовь к природе и желание беречь ее!

Цель методического пособия: формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста, умение различать признаки времен года.

Задачи:

Обучающие: формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности; закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия; формировать навык составления творческого рассказа о сезонных изменениях природных явлений, животных, птицах и т. д.

Развивающие : расширять кругозор, развивать речь, внимание, память, наглядно - образное и словесно-логическое мышление, воображение, сенсорное восприятие, мелкую моторику; стимулировать творческую активность детей.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Практическая значимость:

• появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;

• дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;

• повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала;

предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Новизна

Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактической игры формировать у ребёнка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д. В ходе дидактической игры развивается и аналитическое восприятие ребёнка.

Ожидаемый результат:

Оптимизация процесса усвоения детьми среднего дошкольного возраста представлений о временах года. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Варианты дидактических игр и бесед,

с использованием пособия «Времена года»

Беседы

1. «Составь рассказ о весне»

Цель: Побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов.

Ход беседы: на макете прикреплены предметы, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа. Потом предлагает детям самостоятельно составить небольшой рассказ по образцу.

2. Беседа «К нам весна шагает».

Цель: закрепление и обобщение знаний о весне.

Ход беседы:

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Хотите послушать стихотворение о весне?

Дети: Да.

Воспитатель: Я распускаю почки, в зеленые листочки

Деревья поливаю, движением полна.

Зовут меня весна!

Понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Повторим еще раз. (повторение стихотворение) .

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете признаки весны?

Дети: Тает снег, солнышко светит ярче, растет трава, начинается капель, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.

Игра. Ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Кап, кап, кап

Звенит капель.

На дворе апрель.

Воспитатель: Ребята, вспомним стихотворение про «Апрель».

Апрель, апрель, на дворе звенит, капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.

3. Беседа «Лето красное пришло».

Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Развивающая среда : иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.

4. Беседа «Об осени»

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.

5. Беседа «Зимушка - Зима».

Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.

6. Беседа «Поговорим о природе».

Цель: учить детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на картинку и собственный опыт.

1. Дидактическая игра «Найдите ошибку».

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года; развивать фонематический слух, внимание.

Правила игры: воспитатель называет приметы ранней осени, а дети хлопают в ладоши, если услышит ошибку.

Ход игры:

- Ранней осенью тепло.

- Люди загорают и купаются в сентябре.

- В сентябре часто идут дожди.

- В сентябре листья опадают, и начинается листопад.

- В садах и парках цветут цветы.

- В сентябре нет овощей на полях.

- Перелётные птицы собираются на север.

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: учить детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на макет и собственный опыт.

Правила игры: дети по предложению ведущего описывают свою картину, обращая внимание на название предмета, и называют, когда бывает.

Ход игры:

Солнце, сосульки, лужи – весной; листопад, засохшая трава – осенью;

яркое солнце, горячий песок – летом; снег, мороз, метель – зимою.

3. Дидактическая игра «Назови цвет времени года».

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года через цветовую гамму, соответствующую времени года; уточнить знание детей цветов и оттенков; развивать эстетический вкус, умение замечать красоту природы.

Правила игры:

Выбирается сезон года, играющие рассматривают соответствующую сюжетную картинку, называют цвета и оттенки времени года.

4. Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки»

Цель: Учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький.

Правила игры: взрослый прикрепляет на макет дерева большие листочки и предлагает ребёнку, около большого листочка прикрепить еще один большой листочек, около маленького листочка – маленькое.

5. Дидактическая игра «Что где находится?»

Цель: Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве. Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материалы: Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).

6. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен года; расширение знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал: в данной игре используется макет дерева. Предметные картинки с признаками времен года. Карточки с сезонной одеждой и детьми одетыми в одежду для разного времени года.

Ход игры: педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева. Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей выбранным картинкам.

7. Дидактическая игра «Времена года».

Цель: формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностей, учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года», развивать кругозор, внимание и память. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Правила игры: воспитатель предлагает детям из наборов картинок собрать соответствующий времени года сюжет и составить рассказ по картинке. Затем показать соответствующее время года на макете.

8. Дидактическая игра «Четыре сезона – четыре времени года».

Цель: формирование представления детей о сезонных изменениях в природе.

Правила игры: ведущий раздаёт детям картинки и организует рассматривание их, обращая внимание на цвет, форму, название каждого предмета. Потом предлагает детям приложить картинки к соответствующему времени года на макеты.

Заключение.

В ходе использования методического пособия «Времена года» были сделаны следующие выводы:

1. В процессе практической деятельности было установлено, что дидактические игры с методическим пособием «Времена года» являются эффективным средством экологического воспитания дошкольников и способствует экологизации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

3. В результате организованной деятельности на основе работы с данным пособием дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», «погода», «растительный мир», «животный мир» и т. д. У детей расширились знания о признаках времён года, о последовательности жизненных циклов в природе, о тех закономерных изменениях, которые с ней происходят. Дети научились составлять описательные рассказы о временах года, используя картинки.

Развивающая деятельность детей продолжается : формируется умение подбирать предметные и сюжетные картинки; происходит обогащение активного словаря, грамматического строя речи, развитие связной речи.

4. Работа по использованию макета будет продолжена.

Литература:

1. Рыжикова Д. С. Развитие временных представлений у младших школьников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

3. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: [д/с № 29 с Русско-Высоцкое]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 5.–С. 19–21.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Настенный календарь для детей раннего возраста «Времена года»Мастер-класс «Настенный календарь для детей раннего возраста «Времена года» Согласно ФГОС «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; …формирование.

Дидактическая игра «Тучка» по теме «Времена года» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Тучка» по теме «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста Добрый вечер, уважаемые колеги. Хочу представить вашему вниманию дидактическую игру для детей младшего дошкольного возраста «Тучка. Времена.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Времена года»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Анонс: Дети дошкольного возраста очень хорошо запоминают если информация яркая, красочная, поэтому в своей работе использую игры изготовленные.

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» для детей дошкольного возрастаДидактическое пособие «Дерево «Времена года» для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие Дерево «Времена года» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Афанасьева Елена Петровна Цель:.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.

Мастер-класс по изготовлению пособия для детей младшего дошкольного возраста «Книга из фетра «Времена года»Мастер-класс по изготовлению пособия для детей младшего дошкольного возраста «Книга из фетра «Времена года» Книга из фетра предназначена для развития тонкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие познавательных.

Развивающий коврик из флиса «Времена года». Мастер-классРазвивающий коврик из флиса «Времена года». Мастер-класс Вот моя новая идея воплощенная в реальность. Эта развивающая игра возникла в моей голове, когда я прогуливалась по улице.

Развивающий коврик «Времена года»Развивающий коврик «Времена года» Представляем вашему вниманию мобильный, многофункциональный, развивающий коврик «Времена года», сшитый своими руками вместе с моей коллегой.

Развивающий кубик из фетра, поролона и бусин «Малышок» для детей от 1 годаРазвивающий кубик из фетра, поролона и бусин «Малышок» для детей от 1 года Развивающий кубик "Малышок" со сторонами 15*15 см. Предназначен для игры и развития детям от года. Какие задачи решает педагог в использовании.

Загадки «Время года — Осень» для детей младшего дошкольного возрастаЗагадки «Время года — Осень» для детей младшего дошкольного возраста 1. Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (Осень) 2. На березах и на кленах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающий куб «Времена года» для детей младшего возраста
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 19:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД