Лучший педагог года

Консультация по звуковой культуре речи

Ирина Рябцева
Консультация по звуковой культуре речи

Консультация по звуковой культуре речи

Лексическая тема: «Азбука безопасности»

Дидактическая игра «Куда спряталась машинка?»

Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать употреблять существительные с предлогами (в, на, за).

Материал и оборудование: Игрушка – машинка, гараж.

Ход игры:

«К нам в гости приехала машина, она хочет с вами поиграть. Воспитатель предлагает детям заехать в гараж, за гараж, на гараж.

Публикация «Консультация по звуковой культуре речи» размещена в разделах

Дидактическая игра на лексику.

Дидактическая игра «Пешеходный переход»

Цель: Развивать словарь детей.

Материал и оборудование: Сюжетная картинка «Пешеходный переход».

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку и спрашивает у детей, что там изображено (светофор, пешеходный переход, зебра, тротуар, пешеход). Какие цвета у светофора? (красный, желтый, зеленый). Что делают машины? (стоят, ждут, едут). Куда едут машины? Откуда едут машины? (там, здесь, туда, вверх, вниз).

Лексическая тема: «Овощи»

Дидактическая игра «Большой и маленький».

Цель: Развивать грамматический строй речи (упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных названий овощей (помидор-помидорчик).

Материал и оборудование: Парные картинки.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям парные картинки: помидор-помидорчик, огурец- огурчик, и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки.

Дидактическая игра «Назови как можно больше овощей»

Цель: Развивать словарь детей.

Материал и оборудование: Волшебный мешочек с овощами.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше овощей и описать их.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «круглый, красный» и т. д.

- Как мы ухаживаем за овощами? (Поливаем, рыхлим землю)

-Что мы делаем с овощами осенью? (Собираем)

-Сколько мы собрали овощей? (Много, мало)

Лексическая тема: «Осень»

Дидактическая игра «Лето или осень?»

Цель: Развивать грамматический строй речи (употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени).

Материал и оборудование: Мячик.

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят кружком.

Воспитатель говорит:

— Летом мы с картошкой что делали?

И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю:

— Сажали, поливали, рыхлили.

Воспитатель продолжает:

— А осенью мы с картошкой что делаем?

- Капаем, готовим.

Дидактическая игра «Листопад»

Цель: Развивать словарь детей.

Материал и оборудование: Не требуется.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и сказать, что они видят на деревьях (листья).

-Каким цветом листья?

-Что листья делают? (кружатся, летят, падают). Когда листья на деревьях опадают – это явление называется листопад.

-Как летят листья? (быстро, медленно).

С помощью воспитателя дети отвечают на вопросы. Лексическая тема: «Птицы»

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать детей употреблять существительных в родительном падеже).

Материал и оборудование: Картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы.

Ход игры:

На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:

— Кого не стало? Дети отвечают:

— Не стало синицы. И т. п.

Дидактическая игра «Назови как можно больше птиц»

Цель: Развивать словарь детей.

Материал и оборудование: Картинки с изображением птиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше птиц и описать их. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись.

- Что делают птички? (Воспитатель показывает движения, дети называют).

Сравнивают ворону с воробьем.

-Сколько воробьев? (Много)

-Сколько ворон? (Мало)

Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши»

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги (в, под, около).

Материал и оборудование: Картинки с животными и их домики.

Ход игры:

На доске висят картинки с животными и их домики.

- Где живет собака?

- Собака, она живет в конуре, около дома…

Дидактическая игра «Сравни разных животных»

Цель: Развивать словарь детей

Материал и оборудование: Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку:

И сметану, и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пестрая… (Корова)

Пока сосу я молоко

Из вымени у мамы.

Мычать умею я давно

И скоро взрослым стану. (Теленок)

Педагог предлагает рассмотреть Корову и теленка.

— Корова большая, а теленок. (маленький). Как зовет корова своего теленка? (Мычит).

Аналогично можно сравнить и других домашних животных — кошку, собаку. Лексическая тема: «Зима»

Дидактическая игра «Зима»

Цель: Развивать грамматический строй речи (согласовывать в речи имена прилагательные с существительными).

Материал и оборудование: Картинки с изображением зимы.

Ход игры:

На магнитной доске висят картинки с признаками зимы. На основе этих картинок, воспитатель задает вопросы.

- Зима какая?

-Зима холодная, снежная, морозная…

Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы.

Дидактическая игра «Что зимой бывает?»

Цель: Развивать словарь детей

Материал и оборудование: Сюжетная картинка «Зима».

Ход игры:

Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года. (Мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик)

По ходу игры дети, с помощью воспитателя, нарывают признаки предметов.

-Снег, какой? (Липкий, холодный)

- Дорожки от снега мы (чистим)

-Снеговика мы на улице (лепим)

-Зимой на улице без варежек руки (мерзнут)

-Можно кушать снег? (нельзя)

-Можно на улице лепить снеговика? (можно).

Лексическая тема: «Поход в магазин»

Дидактическая игра «Один - много».

Цель: Развивать грамматический строй речи (помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа (игрушка - игрушки).

Материал и оборудование: Карточки с изображением в единственном и множественном числе.

Ход игры:

Ребенок рассматривает карточки и образовывает существительные в форме единственного и множественного числа.

- Что изображено на картинке?

- Один мячик.

-А на другой картинке?

-Много мячей.

Дидактическая игра «Назови часть целого»

Цель: Развивать словарь детей.

Материал и оборудование: Картинки с изображением дома, машины и велосипеда.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку и говорит, что там изображено. Воспитатель предлагает детям назвать, из чего он состоит.

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо)

-Какой?

Машина - … (колеса, фары, руль)

-Как ездит машина?

Велосипед (руль, два колеса, рама, педали)

-Как ездит велосипед?

и т. д. Лексическая тема: «Новый год»

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Цель: Развивать грамматический строй речи (употребление существительных в родительном падеже).

Материал и оборудование: Картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки.

Ход игры:

На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:

— Кого не стало? Дети отвечают:

— Не стало зайца. И т. п.

Дидактическая игра «Назови как можно больше предметов»

Цель: Развивать словарь детей

Материал и оборудование: Не требуется.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку:

Наряжаем ёлку, водим хоровод,

Потому что нынче праздник.

Что за праздник? (Новый год)

Зелёная красавица,

В лесу она растёт.

А в Новый год нарядится,

И в гости к нам придёт. (Ёлка)

Ёлочка какая?

Сколько на ней игрушек?

*Он приходит в зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Бородой седой зарос,

Кто же это? (Дед Мороз)

Лексическая тема: «Одежда»

Дидактическая игра «Посмотри и назови».

Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа).

Материал и оборудование: Картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы. И просит назвать детей, что изображено на картинках.

Дидактическая игра «Оденем куклу Машу»

Цель: Развивать словарь детей

Материал и оборудование: Кукла Маша и одежда.

Ход игры:

Воспитатель: Давайте оденем куклу Машу на прогулку, что нужно надевать первым? (Колготки.) Правильно, молодцы!

– Что наденем потом? (Штаны.)

– А когда мы надеваем кофту? (Сейчас) Хорошо.

– А после кофты наденем шапку? (Да.)

– А после шапки наденем варежки или куртку. Молодцы.

– Что оденем кукле после пальто? (Сапожки)

- Зимнюю или летнюю обувь? Правильно!

– А что мы наденем после сапожек? (Шарф и варежки.) Молодцы.

-Когда мы собираемся на улицу, мы что делаем? (Одеваемся)

-А когда заходим с улицы, что мы делаем? (Раздеваемся). Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания.

Дидактическая игра «Найди место».

Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать употреблять существительные с предлогами (в, на, около).

Материал и оборудование: Посуда.

Ход игры:

Воспитатель показывает стол с посудой и спрашивает:

- Где стоит тарелка?

- На столе.

- Где лежит ложка?

- В чашке.

- Около чего стоит чашка?

- Около чайника.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.

Дидактическая игра «Назови как можно больше посуды»

Цель: Развивать словарь детей

Материал и оборудование: Не требуется.

Ход игры:

На столе стоит разная посуда

Воспитатель спрашивает у детей:

-Что мы видим?

-Как одним словом можно назвать все эти предметы?

-Какие предметы посуды вы ещё знаете?

-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка)

-Где у нас дома находится посуда? (Как её можем назвать) (Кухонная)

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, и т. п.)

-Как называется эта посуда? (Чайная)

-А как называется посуда, из которой принимаем пищу?

С помощью воспитателя, дети отвечают на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация по звуковой культуре речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Рябцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация по звуковой культуре речи
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 19:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД