Папки-передвижки

Проблемы дошкольного образования

миляуша
Проблемы дошкольного образования

Методическая работа в ДОО

Методическая разработка по проблемам дошкольного образования

Разработала: Кузьмичева М. Р.

Студентка 4 курса

Специальности Дошкольное образование 44.02.01

Оглавление

Введение 2

1. Проблемы современного дошкольного образования. 2

2. Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. 4

Вывод; 5

Литература 6

Введение

Публикация «Проблемы дошкольного образования» размещена в разделах

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». [Статья 18 п. 1.]

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

1. Проблемы современного дошкольного образования.

Дошкольное образование – это уровень функционирования образовательной системы, на котором осуществляется обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, их социальное становление и утверждение в социальной среде по общеобразовательным программам для дошкольников.

Дошкольное образование реализуется специальными учреждениями дошкольного образования – ДОУ (ясли, детские сады, центры раннего развития). В них ребенок пребывает в течение определенного временного промежутка дня под присмотром педагога, имеющего среднее профессиональное педагогическое образование и опыт работы в ДОУ. Преимуществом дошкольного образования является его ориентация на социальное становление и развитие подрастающего поколения. Этого невозможно достичь в семье, поскольку она не располагает таким коллективом детей одного возраста и арсеналом воспитательных методов и средств, который имеется у воспитателей ДОУ. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста реализуется по программам дошкольного обучения, которые разрабатываются для разных возрастных групп воспитанников ДОУ, учитывая возрастную динамику развития психических процессов организма, интеллектуальных и физиологических процессов.

В настоящее время система дошкольного образования активно развивается и реформируется, с учетом потребностей социальной среды, информатизацией социального пространства. Это приводит к развитию ряда проблем в эффективном функционировании дошкольного образования. Можно выделить ряд наиболее актуальных из них:

Проблема перехода на новые федеральные стандарты. Система образования, в общем, и дошкольного образования, в частности, базируется на ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартах, которые определяют основные направления деятельности каждой образовательной организации, нормативы ее функционирования. Современные ФГОС ДО выдвигают новые требования к образовательному процессу ДОУ и деятельности воспитателей. Порой, педагогам, которые работают в данной сфере много лет, бывает проблематично изменить свою стратегию работы и тактику воспитательной деятельности. Тем более, что они получали свою специальность, возможно, еще до реформирования образовательной системы и, потому не ориентированы на непрерывную адаптацию, постоянные переход на новые условия работы и т. д. Также, выполнение стандартов затруднительно тем, что условия для их реализации не обеспечиваются. К примеру, отсутствует материальное или техническое снабжение ДОУ, имеется нехватка кадров и др.

Проблема нехватки мест и переполненности групп. В настоящее время, востребованность детских садов возрастает более быстрыми темпами, чем растет их количество. Это приводит к тому, что группы дошкольников являются переполненными. Количество детей превышает допустимый уровень, позволяющий воспитателю уделить внимание каждому ребенку. Здесь же, сказывается и нехватка педагогических кадров, развитие риска непрерывного нахождения ребенка в толпе, чреватого психическими и физическими травмами, нарушением гигиенических норм.

Нежелание родителей строить продуктивное взаимодействие с ДОУ. Современные родители, особенно работающие, желают отдать ребенка в ДОУ на полноценное воспитание, обучение и развитие, получить весь спектр развивающих услуг, дополнительное образование, чтобы исключить самостоятельные занятия с детьми, вождение их на иные кружки, секции. Важно, донести до родителей суть функционирования ДОУ и дать понять, что с организацией и воспитателями необходимо сотрудничать, стремясь выстроить единую направленность воспитательной деятельности и развития их ребёнка.

Завышенные требования к педагогу ДОУ. Современные образовательные стандарты требуют от педагогов совершения тех действий и операций, которым они не были обучены. При этом, профессионального стандарта деятельности воспитателя пока не разработано, а он необходим для регламентации работы и мотивации педагога к деятельности и развитию.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Очень важно то, что ФГОС ДО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

2. Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т. е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.

Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции – репродуктивную (рождение детей, экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей).

У современной семьи можно выделить несколько основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательнообразовательный аспект. При этом на различных культурно исторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному:

1. Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях.

2. Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения.

3. Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства.

4. Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг.

5. Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности.

6. Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества.

7. Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов.

8. Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, и связанной с ней эмоционально-психологической функцией. Эти функции создают психологический климат в семье, удовлетворяют потребность в общении и подготавливают ребенка к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми.

9. Функция первичной социализации (воспитание детей) представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве.

10. Воспитательная функция (семейное воспитание)- это процесс взаимодействия родителей и детей, характеризующийся рядом условий: общей позицией, семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения, взаимодействия с ребенком.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.

Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей пред дошкольным и дошкольным возрастом отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Вывод;

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Литература

1. Гребешова, С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. В. Гребешова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3

2. Дубенский, Ю. П. Воспитание и социализация личности / Ю. П. Дубенский. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. - 259с.

3. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ сфера, 2015. – 160 с.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Опубликовано в разделах:

Публикация Проблемы дошкольного образования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем миляуша на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проблемы дошкольного образования
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 18:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД