Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что помогает птицам пережить зиму» (4 фото)

Валентина Речка
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что помогает птицам пережить зиму»

Примерный конспект методической разработки по познавательно-исследовательской деятельности по теме : «Что помогает птицам пережить зиму

Воспитатель: Речка Валентина Владимировна.

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: развитие познавательноисследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Что помогает птицам пережить зиму“» размещена в разделах

обучающие – закрепить у детей представления о жизни зимующих птиц в холодный период года, о значении перьев в жизни птицы, побуждать детей к выполнению элементарных опытов;

развивающие – продолжать формировать у детей навыки экспериментирования (наблюдательность, умение анализировать и обобщать, формируя выводы, подбирать условные обозначения, развивать навык выступления перед группой;

воспитательные – продолжать воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, побуждать детей помочь птицам пережить холодную зиму.

Планируемые результаты: дети подготовительной группы обладают знаниями о том, что помогает птицам перезимовывать в родных краях, дети имеют представление о строении перьев птиц, их способности создавать условия сохранения тепла для птичьего организма, продолжают развивать навык фиксирования результатов наблюдений в журнал экспериментирования, придумывая подходящие по смыслу условные обозначения. Также дети укрепляют навык выступления перед группой с целью донесения важной информации.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, музыкальные колонки, видеоролики (птицы в городской среде в холодное время года, смазывание крыльев жировой прослойкой, ныряние кряквы в воду, серия картинок «Птицы зимой», картинка «Строение птичьего пера», столы для экспериментирования (4 шт. по два на каждую группу, лупы (максимально возможное количество, подсолнечное масло в чашках, кисточки, пипетки, пластиковые стаканы с водой, 4 пластиковых разноса, влажные салфетки, бумажные перья по количеству детей, альбомы наблюдений, простые карандаши, магнитно-маркерная доска, маркеры разных цветовых оттенков, лупы, весы (можно электронные, втулки, злаки в контейнерах, одноразовые тарелки, маргарин.

Методы и приё мы: беседа, рассказ воспитателя, индивидуальное выступление ребёнка, экспериментирование, чтение художественного произведения, демонстрация видеоматериалов, работа в группах.

Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Форма организации детской деятельности : групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: беседа о перелётных и зимующих птицах, просмотр видеоролика о жизни пернатых в лесу и черте города, изобразительная деятельность «Птичья столовая», создание птичьих кормушек из бросового материала, работа во время прогулок в видовой точке экологической тропы «Птичья столовая».

Примерный ход образовательной деятельности.

Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель: Ребята, когда утром вы шли в детский сад, обратили внимание на уличную погоду? (Ответы детей) Кто скажет, сколько сегодня градусов? Давайте отметим показатели температуры в нашем календаре? (Дети делают пометки в календаре погоды).

- Знаете, что я заметила, что на улице в сильные морозы не видно птиц. Как вы думаете, где они могут быть и что делать? (Ответы детей)

- Верно, такой сильный мороз не щадит птиц. Люди придумали множество способов сохранить тепло. Кто мне подскажет, какие это способы?

Ответы детей фиксируются сами детьми, дающими ответ, на магнитно – маркерной доске с помощью маркеров. При возникновении сложностей, педагог может помочь ребёнку, но только в том случае, если другие дети не обратятся с подсказками.

Воспитатель: Всё, что мы сейчас нарисовали, помогает людям пережить зиму, а кому-то и вовсе жить там, где царит холод. Как называются такие места на нашей планете? (Ответы детей)

Воспитатель с детьми перемещаются в зону просмотра видеофрагментов.

Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть возможность посмотреть фрагмент из жизни птиц зимой.

На видеофрагменте изображены снегири, синицы, воробьи, вороны, голуби в городской черте в зимний период года.

Основной этап.

Воспитатель: Послушайте загадку:

По лесу летало,

В воду упало,

В воде болталось

И сухим осталось.

Воспитатель: верно, это перо. Что такое перья? (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему птицы распускают перья на морозе? (Воспитатель показывает на экране проектора фотографии птиц в морозы. Следуют ответы детей)

- Правильно, взъерошенные перья принимают у птиц форму шара, создаётся воздушная подушка, которая поддерживает температуру тела птицы до 38-43,5 *С. Таким образом, тепло не покидает птицу. Это похоже на то, когда вы надеваете пуховик.

Воспитатель с детьми перемещается к столам для экспериментирования:

- Перья – удивительная часть тела птицы. Что нам нужно, чтобы рассмотреть их поближе? (Дети достают лупы).

- Потрогайте перья, какие они наощупь? (Ответы детей)

- Из чего они состоят? (Дети под лупами рассматривают перья и приходят к выводу, что они состоят из определённых связок – бороздок и крючков).

- Эти бороздки и крючки очень необычные (На экране появляется увеличенное изображение строения птичьего пера). Они выполняют роль своеобразных крючков – молний, по типу тех, что находятся на ваших куртках. Если крючок расстегнулся, птица застегивает его обратно, чтобы не ушло тепло (Воспитатель показывает фрагмент того, как это происходит у птиц). Давайте с вами зафиксируем в дневнике наблюдений то, что мы узнали? (Желающий ребёнок рисует фиксирующие элементы под своим номером – 1. Наличие перьев у птиц; 2. Строение птичьего пера).

- Как вы думаете, перья лёгкие или тяжёлые? (Дети дают свой ответ). А как мы можем доказать, что они лёгкие? (Дети дуют на перо, взвешивают на весах и сравнивают с другими более тяжёлыми предметами).

-А что было, если бы перья у птиц стали очень тяжёлыми? (Ответы детей)

- Да, всё верно, птицам было бы очень тяжело летать и плавать. Посмотрите, перед вами лежат бумажные перья, давайте их намажем маслом (Дети выполняют действия). А теперь намажьте перо маслом, возьмите пипетку и капните водой на перо. Что происходит? (Дети приходят к выводу, что масло позволяет перу не намокнуть). Зафиксируйте наблюдение в дневнике, как настоящие ученые (воспитатель проговаривает совместно с детьми все придуманные условные обозначения, акцентирует внимание детей на их порядковом расположении: птица – клюв – перо – вода).

птиц есть специальные жировые железы, с помощью клюва они обрабатывают перья жиром. Этот жир позволяет птицам не намокать. А какую птицу вы знаете, которая плавает, но не намокает? (Ответы детей)

На экране проектора показан короткий видеоролик о том, как утка кряква чистит перья и ныряет в воду.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько много нового мы узнали.

Но есть ещё несколько способов пережить зиму птицам. О них нам расскажут Милана и Саша (девочки проводят краткое выступление с информацией о том, что:1) у птиц особое кровообращение в лапах, которое позволяет контролировать теплоотдачу; 2)оперение птиц с тёмным окрасом позволяет активнее притягивать лучи солнца; 3) в холодные ночи птицы впадают в состояние прострации, замедляя обмен веществ, что позволяет экономить энергию; 4) зимой птицы предпочитают питательный корм: ищут зёрна, орехи и спящих в коре деревьев насекомых; а некоторые птицы делают на зиму запасы (синицы, черноголовая гаичка, сойки, кедровки).

Рефлексивный этап.

Воспитатель: Теперь, когда мы всё это знаем, мы можем с вами вернуться к магнитной доске и отметить то, что узнали про птиц. Кто попробует это сделать? (ребёнок по желанию, но с помощью остальных детей, фиксирует полученные знания в виде условных обозначений: наличие перьев у птиц, взъерошенность перьев, похожесть на шарик, их особое строение, питание птиц, температура тела, жировая смазка перьев, теплоотдача в лапах). Давайте теперь сравним, что помогает человеку сохранить тепло (внешние атрибуты, созданные руками человека, а что помогает птицам (особенности строения организма? (Ответы детей)

- Скажите, ребята, как мы с вами можем помочь птицам пережить морозы? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям сделать мини-кормушки для птиц из втулок, зёрен и маргарина, который любят синички. Материалы для кормушек на вечер подготавливают сами дети в свободное время.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что помогает птицам пережить зиму»
Фото «Что помогает птицам пережить зиму»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности - фото
Фото №1 Примерный конспект методической разработки по познавательно исследовательской деятельности по теме Что помогает птицам пережить зиму Воспитатель Речка Валентина Владимировна
Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Фотоотчет об акции «Поможем нашим птицам зиму пережить»Фотоотчет об акции «Поможем нашим птицам зиму пережить» Зима в этом году выдалась очень холодная. В это время года гибнет много птиц, особенно в сильные морозы. Для их жизни нужно много энергии,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Ткацкое дело» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Ткацкое дело» в младшей группе Цель: познакомить детей со свойствами ткани. Задачи: -закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вкусный сочный мандарин» Управление делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?» Цель:расширение представлений о воде, ее свойствах. Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что помогает птицам пережить зиму»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 16:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД