Лучший педагог года

Развивающее занятие в подготовительной группе «Мы — супер-агенты»

Ольга Дубовских
Развивающее занятие в подготовительной группе «Мы — супер-агенты»

Методическая разработка

Развивающее занятие в подготовительной к школе группе

«Мы – Супер Агенты»

В методической разработке представлена работа педагога с использованием социо-игровых приемов Е. Е. Шулешко и социо-игровой педагогики В. М. Букатова.

Социо-игровая технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям, решает задачу по становлению детского и педагогического сообществ на основе взаимного интереса взрослых и детей друг к другу.

Публикация «Развивающее занятие в подготовительной группе „Мы — супер-агенты“» размещена в разделах

Методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Введение

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.

Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно, взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Большое место в жизни ребенка занимает игра. Игра основана на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она стала основной формой организации детской жизни.

Оптимальной базой для организации игровой деятельности являются дошкольные учреждения, где ребенок проводит все дневное время и где создаются наиболее благоприятные возможности для игровой деятельности в привычной для детей обстановке.

Цель – развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие навыков межличностного общения.

2. Развитие взаимодействия «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».

3. Формирование умений и навыков дружеского, коммуникативного взаимодействия.

Социо-игровая технология ориентирует на поиск способов общения с ребёнком, когда создаётся ситуация доверия и взаимотворчества, позволяющая включаться в процесс эффективного обучения чему-либо.

Основная идея - организация собственной деятельности детей, умение договариваться и соблюдать установленные правила.

Применение социо-игровой технологии способствует как сохранению психофизического (психосоматического) здоровья детей и реализации их потребности в движении, так и формированию коммуникативных навыков общения и межличностных взаимоотношений.

Методические рекомендации по применению социо-игровых технологий - оптимальными, для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте в пары и тройки, а в старшем – по 5-8 человек.

Социо-игровая технология предполагает смену мизансцен, способствующая снятию физического и эмоционального напряжения, поэтому необходимо задействовать всё пространство группы, спальни и раздевалки. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, что помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности. Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

Общение детей в рамках данной технологии организовывается в три этапа:

• на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь

определенных правил:

- Один за всех и все за одного.

- Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

- Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

- Когда работаешь, не мешай другим.

- Справился сам, помоги другу.

- Главное - не бояться доказывать свою правоту.

- Умей попросить и принять помощь.

• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.

Основная часть

Социо-игровая технология (СИТ) – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, возможность:

- научиться эффективно общаться;

- сделать образовательный процесс более увлекательным;

- способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности,

творчества;

- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Если «социо» – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Социо-игровая технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям.

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Основными методическими приемами организации занятия в социо – игровой деятельности являются:

1) наличие движений участников;

2) смена видов деятельности, ролей, разнообразие заданий и упражнений, чередование их;

3) использование малых групп.

Работая с детьми, необходимо соблюдать основные правила социо-игрового стиля В. М. Букатова:

1 – работа малыми группами в младшем возрасте (парами и тройками, в старшем возрасте микрогруппы по 5-6человек.

2 – «смена лидерства», работа в малых группах является коллективной деятельностью, мнение группы выражает один человек, лидера дети выбирают самостоятельно.

3 – обучение сочетается с двигательной деятельностью и сменой мизансцен, что и способствует снятию эмоционального напряжения

4 – смена темпа и ритма

5 – интеграция всех видов детской деятельности

6 – ориентация на принцип полифонии: «за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» (совместное «добывание» знаний, свобода и самостоятельность детей в выборе использования ЗУН в решении нестандартных задач)

В каждой из них дети связаны совместными играми, знаниями, они живут собственной жизнью, имеют собственные секреты, тайны. Внутри микро-групп возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями, умениями своего друга. Микро-группа – это малый социум.

Заключение

Социо-игровая технология обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии.

В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками способствует:

• Умение детей договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

• Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

• Нет чувства страха за ошибку.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Мы – Супер Агенты»

Участники: дети 6-7 лет (10 человек)

Цель: создать благоприятный психологический климат в группе, позитивные взаимоотношения между детьми.

Задачи:

1. Формировать умение составлять новые слова, закрепить знание букв и навыки чтения; вычислительные навыки.

2. Развивать внимание, логическое мышление, фонематический слух, зрительно-моторную координацию.

3. Развитие любознательности и познавательной мотивации.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать сообща в командах.

Материалы и оборудование: бланки с заданиями, свисток, различные атрибуты к игре «Что изменилось», ручки, цветные кубики, картинки «буквы», геометрические фигуры.

Продолжительность: 30 минут

ХОД НОД

Часть 1. Вводная

Игра-приветствие «Здравствуй, друг!»

Педагог-психолог:

Здравствуй, правая рука! (Протягиваем вперед)

Здравствуй, левая рука! (Протягиваем вперед)

Здравствуй, друг! (Берёмся одной рукой с соседом)

Здравствуй, друг! (Беремся другой рукой)

Здравствуй, здравствуй дружный круг! (Качаем руками)

Мы стоим рука в руке, вместе мы друзья!

Можем маленькими быть. (Приседаем)

Можем мы большими быть. (Встаем)

Но один никто не будет!

Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность стать «Супер Агентами», которые раскрывают любые тайны, секреты. Стать супер Агентом не так просто, необходимо многому научиться и пройти испытания. Готовы?

Часть 2. Основная

1 испытание «Супер Агент или скорость реакции»

Деление на две команды, рассчитавшись «лупа», «карта».

Инструкция. Задача команды ответить на вопросы.

Отвечает первая команда:

• Два мышонка неспроста

Рассердились на кота

К их угрозам кот был глух

Его звали (Леопольд)

• Был он тучкой грозовой,

С пятачком ходил на бой!

Больше всех любил он мёд

Крошка маленький (Винни-Пух)

• Белым снегом всё одето-

Значит наступает (Зима)

• Он был когда-то странной

Игрушкой безымянной,

Но с Геной он дружил,

Наш добрый (Чебурашка)

• Под деревом четыре льва,

Один ушел, осталось (Три)

Отвечает вторая команда:

• Друга мог себе найти

Кто смотрел «Ну, погоди!»

Он в проделках знает толк,

Добрый друг наш – серый (Заяц)

• Мышь считает дырки в сыре:

Три плюс две – всего (Пять)

• Он очень любит сына –

Шалунишку Буратино,

Добрый, добрый друг,

Он зовется (Папа Карло)

• Он проказник и затейник,

Любит сладкое варенье,

С ним смешно, как с Арлекино

Это толстый (Карлсон)

• Ночью каждое оконце

Слабо освещает (Луна)

2 испытание «Закодированное слово»

Дети делятся на новые команды, вытягивают картинку с буквой: «гласные», «согласные». Сформированные команды выбирают капитана (по считалке). Капитаны выбирают конверт, в котором находится задание. Выбирают удобное место для работы.

Инструкция. Выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под картинкой. В итоге у вас получится слово. По сигналу капитаны выходят и зачитывают слова.

3 испытание «Кодовый сигнал»

Инструкция. Дети выстраиваются врассыпную и выполняют команды по заданному сигналу.

Правила игры:

• один свисток – бегут до противоположной стены и дотрагиваются до неё рукой;

• два свистка – обычная ходьба;

• три свистка – приседают.

4 испытание «Умный агент»

Дети делятся на новые команды, рассчитавшись на 1-ый, 2-ой. Сформированные команды выбирают капитана (по считалке). Капитаны выбирают конверт, в котором находится задание.

Инструкция. Ваша задача решить пример и расставить буквы с полученными ответами. По сигналу капитаны выходят и зачитывают расшифрованные слова.

5 испытание «Угадай, что изменилось»

Дети делятся на новые команды, по цвету кубика «синие», «жёлтые». Инструкция. Участники команды, встают лицом к противоположной команде и в течение одной минуты внимательно смотрят друг на друга. Затем выходят и меняют в себе три вещи или что-то надевают новое. Задача – определить, что изменилось в участниках игры.

6 испытание «Изобрази»

Дети делятся на новые команды, геометрические фигуры «квадраты», «треугольники».

Инструкция. Участникам команды выдаются картинки: «кафе», «детский сад», «школа», «парикмахерская», «цирк», «бассейн». Команде изобразить, то место где они находятся. Одна команда показывает, другая отгадывает.

Часть 3. Заключительная

Итак, испытания пройдены, задания выполнены, теперь Вы полноправные Супер Агенты! Участникам вручается медаль «Я - Супер Агент»

Ритуал прощания.

Инструкция. Дети берутся за руки и хором говорят: «Всем-всем спасибо за игру!»

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Итоговое коррекционно-развивающее занятие «По дороге к знаниям» Цель: Создание условий для естественного психологического развития детей старшего дошкольного возраста, через игровое взаимодействие. Задачи:.

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Страх» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательных процессов через игровую деятельность. Задачи: Образовательные:.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Коррекционно — развивающее занятие в подготовительной к школе группе «На пороге школы» Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребёнка. Обобщение и систематизация знаний о школе у старших дошкольников.

Развивающее занятие с презентацией к авторской сказке «Цыплёнок Пик» Методическая разработка может быть использована как самостоятельное развивающее занятие и как дополнительный вид совместной деятельности.

Развивающее занятие педагога-психолога в первой младшей группе на тему «Снегири»Развивающее занятие педагога-психолога в первой младшей группе на тему «Снегири» Цель: познакомить детей с одной из зимующих птиц – снегирем; познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией. Задачи:.

Автор публикации:
Развивающее занятие в подготовительной группе «Мы — супер-агенты»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 18:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД